Италия 2015. часть 6. Ватикан

Feb 05, 2016 01:37

Говорят, что Бог любит троицу. Что-то в этом есть, раз только в третий наш приезд в Рим мы смогли-таки попасть в Ватикан. В первый раз год назад мы пришли к закрытым дверям. Второй раз не считается в принципе, потому что в Риме мы тогда только ночевали между переездами. А в третий ехали уже целенаправленно именно в Ватикан. Туда очень хотел попасть Володя, а я уже за компанию хотела подняться на купол Базилики Св. Петра и посмотреть на "Пьету" Микеланджело и Сикстинскую капеллу.

Вечером после прогулки по Вероне мы приехали в Рим и уже на каком-то втором дыхании доползли до нашего гостевого дома, который по факту оказался 3-хкомнатной квартирой в римской "сталинке" у вокзала Термини, в которой сдавались отдельные комнаты. Но у каждой комнаты свой санузел, а ещё есть общая кухня с холодильником, плитой, посудой и бесплатным кофе: хочешь из кофемашинки, хочешь из кофеварки-моки. Правда, всю эту прелесть мы в полной мере оценили уже утром, когда отоспались и отдохнули. А накануне вечером у меня даже не было сил пообщаться с хозяином дома Массимилиано.

Так что на следующий день в Ватикан мы выползли уже после 11 утра. И поэтому решили наконец-таки познакомиться с Римским метро. Правда, когда спустились туда на станции Термини, уперлись в спины людей, даже не попав ещё на саму платформу. Но отступать было некогда, за время первого испуга за нашими спинами уже успели накопиться новые ряды людей. Видимо, мы попали в час пик или "угадали" с прибытием какого-то поезда на вокзал наверху, потому что, пропустив один поезд метро, во втором буквально через минуту мы ехали уже вполне свободно.

Следующее испытание - дорога от станции метро до Ватикана. Стоит только выйти на поверхность - и начинается каждые 5-10 м: "Экскурсии по Ватикану! Ребята, присоединяйтесь к группе." Ближе к самому Собору и Музеям градус повышается: "Проход без очереди." Это, конечно, могло бы быть весомым аргументом, потому что очередь в Ватикан - это эпично.




Хорошо, что мы приехали осенью при +20 и не было яркого солнца. Но не так страшна очередь, постепенно выстраивающаяся колечком по периметру площади перед Собором, как можно подумать.




Дело в том, что вход в Собор, вообще говоря, бесплатный, но сначала нужно пройти через рамки металлодетектора. И если не попадется какой-нибудь кадр, который не помнит, что у него в каком кармане лежит, и не выложит сразу мобильник, монетки, ключи, и будет проходить через рамку три-четыре раза, то очередь будет продвигаться довольно бодренько.  Мы своё полуколечко от середины площади до металлоискателя прошли минут за 15-20.




Знаменитые швейцарцы в костюмах "от Микеланджело".




Поскольку за одну ночь мы так толком и не восстановились, то решили, пока есть силы и ноги держат, начать с подъема на купол. И вот тут мы попали. Попали в новую очередь. На её фоне очередь в Ватикан показалась лёгким 5-минутным ожиданием. К тому же здесь пришлось стоять в замкнутом пространстве.




Цена билета разная в зависимости от того, будете вы подниматься на лифте или пешком. Кстати, карточки в кассе не принимают, только наличные.

Мы от лифта гордо отказались и выбрали 551 ступеньку. Впрочем, лестница оказалась смешной и плавной.




Ещё смешнее оказалось то, что 231 ступеньку спустя все, кто заплатил на 2 евро больше и ехал на лифте, вышли из него и присоединились к нам, чтобы продолжить восхождение пешком.




Как и во Флорентийском Дуомо, на полпути туристы выходят с лесницы под купол.




С этой точки в полной мере можно оценить масштаб и объем крупнейшего Собора мира.




Володя рассказал, что в соборе практически нет фресок. Вместо них мозаики. Для долговечности. Но издали (а вблизи в этом соборе с его масштабами ничего и не разглядишь) кажется, что собор расписан.




Пройдя немного по периметру под куполом, переходим ко второй и главной части марлезонского балета - подъему на купол между стенками самого купола. Стены, покрытые противной скользкой плиткой неприятного цвета, начинают наклоняться, а простенки сужаться. А расстояния между стенами кое-где такие узкие, что я бы в разделе информации в кассе указывала бы, что подъем не рекомендуется не только людям с клаустрофобией и кардиологическими заболеваниями, но и с очень широкими плечами или большим брюшком.




И вот, наконец, мы вышли на смотровую площадку. Протолкавшись через толпу к перилам, получили доступ к видам на Ватикан и Рим.




Вот тут можно рассмотреть ветку Ватиканской железной дороги (самой короткой национальной железнодорожной сети в мире) и железнодорожный вокзал Ватикана - белое здание с зеленой полукруглой крышей справа.




Губернаторский дворец Ватикана.







Сады Ватикана.




Вход в эти сады по цене сопоставим со входом в Музеи Ватикана. И более того, отдельно билет купить нельзя, только комбинированные билет в сады и музеи. И гулять по садам можно только в составе группы, пешей или автобусной.




И наконец, поработав локтями, отодвигая злоупотреблящие парочки с селфи-палками, прокладываем путь к виду №1 - площадь Святого Петра перед Собором с колоннадой Бернини.




В центре площади стоит египетский обелиск. А за площадью открывается вид на весь Рим. И портик Мадерна, который не дает любоваться куполом с площади.




Долго зависать на куполе не стали. Слишком много людей. Не протолкнуться. И спускались назад мы очень медленно. Уже на площадке под куполом оказалось, что перед нами шла бабушка, которой на вид я бы дала уже ближе к 70. Но вот осилила она, молодец.




При спуске можно погулять по крыше собора.




Видно отсюда не так хорошо, как с купола.




Но можно оценить масштаб 5,5-метровых статуй Христа, Иоанна Крестителя и апостолов, расположенных над портиком собора.




И полюбоваться самим куполом, потому что с площади-то его толком и не увидишь, потому что понастроили некоторые портиков.. :(




Спустившись с купола около часа дня, рванули в Музеи Ватикана. Начитавшись страшных рассказов про то, что лучше бронировать вход заранее и через интернет, чтобы не стоять в длинных многочасовых очередях, мы заранее купили билеты на конкретное время на сайте. А в итоге пришли к абсолютно пустым дверям. Даже в кассах и у металлоискателей очередей не было. Хотя, судя по направляющим и разграничителям на тротуаре вдоль стен Ватикана, толпы и очереди тут все-таки собираются нешуточные.

Зато уже во дворике увидели, что там довольно многолюдно.




А внутри так вообще не протолкнуться.




Просто двигаешься в потоке.




К слову, в Музеях Ватикана всё так организовано, что даже если единственной целью их посещения является Сикстинская капелла (ну, как у меня), посетители всё равно должны пройти через все залы. И это при том, что находится капелла практически рядом с Собором, а чтобы попасть в неё нужно сделать огромный крюк. А ещё в залах кое-где легко запутаться.




В общем, так получилось, что свои недешевые билеты в Музеи Ватикана мы потратили исключительно бездарно. Неслись с толпой галопом по Европам залам, профукали тот факт, что где-то во дворике находится статуя Апполона Бельведерского (заочно по фоткам он, конечно, проигрывал Давиду, но было бы неплохо сравнить вживую), ну а Сикстинская капелла абсолютно не впечатлила. Что-то я ничего не почувствовала. Может, виновата толпа? В зале не было пустого места. К тому же охранники и смотрители просили соблюдать тишину. Володя попробовал провести маленькую экскурсию ("Посмотри наверх. Вот Nokia connecting people..."), рассказал несколько интересных фактов. Но куда там, когда постоянно шикают со стороны. Конечно да, расписано всё. Труд титанический. Но как скульптор и архитектор Микеланджело мне определенно нравится. А вот мясистые тела в его исполнении в живописи - увы - нет. И мы быстро ушли.

Зато хоть куполом полюбовались. Тоже, кстати, задумка Микеланджело, хотя достраивали купол уже после его смерти.




И, похоже, самое яркое впечатление от Музеев Ватикана, я получила на этой лестнице. И не только потому, что она вела на выход :) Просто очень понравился этот спиральный лабиринт. На самом деле в него вплетены 2 лестницы: одна для спуска, другая - для подъема. И они не пересекаются.




На этом закончился наш визит в Ватикан в первый день. После Музеев пошли пообедать. Даже на расстоянии пары кварталов от Собора, ресторанчики всё равно считают себя причастными к Ватикану, что отражается в их названии. Мы обедали в "Уголочке у Музеев". И канелони у них были бесподобные!




Из-за усталости, в тот день возвращаться в Собор для осмотра его интерьера мы не стали (хотя так получилось, что все равно в наш хостел вернулись только к вечеру).

В сам Собор пришли уже на следующий день. Конечно, он огромный. Но настолько гармоничный, что его гигантских размеров я не почувствовала.




Чтобы такие, как я, пересмотрели свою точку зрения, по центру собора выделена дорожка с отметками длин крупнейших храмов мира по сравнению с Собором Св. Петра.




Радует, что отметку для Санта-Мария-дель-Фьоре, он же Флорентийский Дуомо, мы искали долго и отыскали уже ближе к входной двери, а не к куполу :)




И пусть купол у Св. Петра больше, зато в Дуомо сюжет росписи занимательнее :)




Неожиданно оказалось, что я пришла в Собор с личным гидом. Володя стал рассказывать про каждый элемент интерьера так подробно и занимательно, словно всю жизнь водил там экскурсии!




Визит перестал быть томным, собор стал оживать, у каждой завитушки появился смысл.




Оказалось, что каждый Папа считал своим долгом что-нибудь допеределать в Соборе, чтобы выпендриться выделиться. То здоровый портик достроить так, что купола не видно, то новые статуи поставить, то украсить интерьер пчелками своего фамильного герба.

Вот, например, надгробие Папы Григория XIII, который ввел григорианский календарь, по которому мы живем.




В одном из коридорчиков висела мраморная доска со списком всех Пап, захороненных в Соборе Св. Петра, начиная с самого Святого Петра. Рядом с доской скучал охранник. Мы тихонько остановились у доски, и Володя стал рассказывать то про одного Папу, то про другого. В общем, никого не трогали, никому не мешали. Проходившие мимо туристы не обращали внимания на этот уголок, но постепенно, видя, как мы его изучаем, тоже стали то засматриваться, проходя мимо, то останавливаться, чтобы понять, что мы нашли особенного в этой доске. Начала собираться толпа. Охранник, который до этого стоял без дела, даже начал волноваться: "Проходите дальше. Не стойте тут." И мы решили уйти, чтобы никого не смущать.

К слову самому Святому Петру внутри здания посвящена довольно скромная, на фоне многих других статуй Собора, бронзовая статуя с ключами от рая под красным балдахином. Есть традиция на счастье трогать её за ногу, поэтому у статуи тоже стоит охранник, так как к статуе время от времени выстраиваются очереди.




И завершает перспективу Собора Кафедра Святого Петра, которая где-то в недрах позолоченной бронзы скрывает реликвию - деревянный трон Св. Петра. А над ним в витраже в лучах света - белый голубь, как символ Святого Духа. На минуточку, размах крыльев птички в витраже - 3 метра.




И уже в конце нашего посещения мы подошли к "Пьете" Микеланджело. Если Давида скульптор изваял в 26 лет, то Пьету - на 2 года раньше! Пьета - в переводе "жалость" - это стандартный распространенный сюжет "Дева Мария с телом мёртвого Христа у неё на коленях".




У Микеланджело Дева Мария выглядит намного моложе, чем должна была бы быть. Но смотришь на скульптуру и не верится, что это всё только застывший мрамор. Гениальный скульптор!




И совсем рядом с Пьетой находятся замурованные Святые врата. Они открываются каждый Юбилейный год и считается, что пройдя через них, человек получает отпущение грехов. Сначала Юбилейным годом был каждый 100-й год. Очень удачно приближался в тот момент 1300-й год. Успех идеи превзошел все ожидания. Толпы паломников. Ну и сопутствующие доходы от такого "религиозного" туризма. Надо же где-то людям ночевать и есть. Вот только следующего Юбилейного года пришлось ждать ещё 100 лет. Вскоре промежуток между Юбилейными годами сократили. Стали проводить их каждый 50-й год, потом каждый 33-й год, а потом и каждый 25-й, аргументируя тем, чтобы такой год приходился на поколение. Понятное дело, что не будь у меня личного гида, для меня эта часть интерьера Собора так и осталась бы странной отштукатуренной стенкой :)




Иногда объявляют внеочередные Юбилейные года. Кстати, текущий  2016-й именно такой, объявленный внеочереди (предыдущий был в 2000). 8 декабря 2015 года были открыты Святые врата в Соборе Святого Петра. Честно говоря, страшно даже подумать, что творилось и сколько людей там было в тот день, потому что площадь перед собором может вместить до 400 тыс. человек.




Радует, что мы посетили Ватикан, когда людей было сравнительно немного. Похоже, что октябрь - идеальное время, чтобы приезжать в Рим с туристическими намерениями побродить по достопримечательностям.

музеи, архитектура, купол, Рим, путешествия, собор, скульптуры, Италия

Previous post Next post
Up