Мотив протестующих, среди которых первую скрипку играла «Самопоміч» с примкнувшей к ней «Батькивщиной», думаю, не был однозначным и включал целый ряд политических соображений. Но номером один, наверное, все-таки было стремление показать избирателю свою принципиальную позицию, готовность и способность использовать все имеющиеся возможности для защиты интересов страны от «зрады». И подача законопроектов, даже не имеющих шансов на принятие, - один из наиболее эффективных способов сделать это.
К таковым относится и внесенный депутатами «Самопомочі» альтернативный президентскому проект закона «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями» (w1.c1.rada.gov.ua). И хотя подан этот документ вроде бы исключительно в декларативных целях, считаю, он достоин подробного анализа.
[Spoiler (click to open)] От президентского законопроекта его, в частности, отличает включение в состав оккупированных территорий, на которые распространяется его действие, Крыма, а также более подробно расписанный и содержащий более жесткие нормы режим контактов с оккупированными территориями, особенно в сфере перемещения товаров. Практически разрешается только перемещение личных вещей граждан в ручной клади.
Особенно стоит отметить п. 2 статьи 18: «Физическим лицам не чаще чем один раз в год разрешается вывоз с временно оккупированной территории личных вещей, бывших в употреблении, в связи с переездом в другую местность в порядке и объемах, определенных Кабинетом Министров Украины». Т. е. даже для граждан, переехавших в «неоккупированную» Украину, бросивших жилье и работу и уже тем самым доказавших верность и лояльность к украинскому государству, забрать свои личные вещи (подчеркивается - бывшие в употреблении - а если ими просто не успели воспользоваться?) будет затруднительно.
Но главная «фишка» проекта «Самопомочі» в том, что в него добавлен целый раздел «Деоккупация». Согласно ему сразу после «освобождения» (извините за кавычки, но исходя из содержания раздела, о котором ниже, они вполне уместны) на реоккупированных территориях минимум на один год (верхняя планка не обозначена) вводится режим военного положения и назначаются военные администрации.
«Территориальные органы министерств и других центральных органов исполнительной власти» также формируются из военнослужащих ВСУ, других силовых ведомств, кроме того, «могут формироваться путем перевода государственных служащих из органов государственной власти, которые расположены за пределами освобожденной от оккупации территории, без обязательного проведения конкурса». Т. е. местным жителям ход туда закрыт.
Затем военные администрации должны преобразоваться в государственные, включая и те, которые должны заменить органы местного самоуправления. Что же касается восстановления деятельности последних, то выборы депутатов сельских советов и сельских, поселковых голов - не ранее чем через два года после образования соответствующих государственных администраций, в городах, количество избирателей в которых меньше 90 000, - не ранее чем через четыре года. Там, где избирателей свыше 90 000, а также районных и областных советов и ВС Автономной Республики Крым - не ранее чем через шесть лет.
Конечно, определенную логику в таком крайне «поэтапном» восстановлении системы местного самоуправления можно найти, но и на общеукраинские выборы и референдумы накладывается аналогичный мораторий на шесть лет (и это не считая минимум годичного периода военного положения). Т. е. на 7 лет «освобожденные» граждане лишаются права на участие в политической жизни своей страны, в формировании ее центральных органов власти и политического курса.
Причем 7 лет - это минимальный срок, и дело не только в не ограниченном временными рамками периоде военного положения. Проект закона гласит, что любые выборы на «освобожденных территориях» не проводятся до проведения переписи населения на такой территории и восстановления действия Государственного реестра избирателей (которые при желании можно откладывать до бесконечности).
Впрочем, избирательные права на хлеб не намажешь, а законопроект содержит еще немало «подарков» освобожденным от оккупации гражданам Украины. Так, «лица, которые постоянно проживали на этой территории по состоянию на момент ее освобождения от оккупации», заносятся в специальный реестр, и можно только догадываться, какие проблемы для них будет создавать пребывание в нем.
Ну и, конечно, люстрация, которой в законопроекте посвящена отдельная глава. Под люстрацию, в частности, подпадают: «…4) руководители предприятий, учреждений, организаций, действовавших на временно оккупированной территории и находившихся в фактическом подчинении органов оккупационной администрации или государства-агрессора; 5) руководители (директора, заведующие), воспитатели всех специальностей и учителя всех специальностей дошкольных учебных заведений; руководители, педагоги, психологи, библиотекари, другие специалисты общеобразовательных учебных заведений; руководители, научные, научно-педагогические, педагогические работники в высших учебных заведениях, работавшие в незаконных учебных заведениях на временно оккупированной территории».
Правда, применительно к п. 5 уточняется, что «люстрация применяется только в том случае, если они работали в незаконных учебных заведениях на временно оккупированной территории». Только вот как определить, какой детский сад, ныне функционирующий на оккупированной территории, законный, а какой нет?
А лицам, люстрированным по п. 4 и 5, «сроком на семь лет со дня принятия комиссией решения об осуществлении люстрации запрещено: 1) поступать на государственную службу, службу в органы местного самоуправления (кроме выборных должностей); 2) занимать должности руководителей государственных и коммунальных предприятий, учреждений, организаций; 3) быть конечным бенефициарным владельцем (контролером) или руководителем средств массовой информации; 4) быть журналистом».
И как вишенка на торте - в период действия военного положения без специального разрешения запрещен не только въезд кому бы то ни было, но и выезд (!) «лицам, которые постоянно проживали на этой территории по состоянию на момент ее освобождения от оккупации».
Господа хорошие, есть ли за последние 25 лет прецеденты (кроме Кубы и Северной Кореи), чтобы жителям целых регионов огульно запрещали свободный выезд из них, перемещение даже по собственной стране?!
Можно вспомнить лишь то, что до начала гражданской войны существовали ограничения на выезд евреев из Сирии (с целью недопущения эмиграции в Израиль) - один из членов семьи обязательно должен был оставаться в Сирии. И это всё! Причем во всех этих случаях речь идет о выезде из страны, а не о поездках по ее территории. Теперь, по идее депутатов от «Самопомочі», в эту почтенную компанию должна попасть и Украина.
И ведь авторами этого, будем называть вещи своими именами, людоедского проекта, перед которым меркнут даже те ограничения, с которыми сталкивались в сталинские времена люди, пережившие фашистскую оккупацию, являются не радикалы из «Свободы», как можно было бы ожидать. Кстати, ее депутаты также подали свой альтернативный вариант, стремясь перещеголять коллег из «Самопомочі».
Автором этого юридического безумия является партия, позиционирующая себя едва ли не самым последовательным носителем европейских ценностей и радетелем за них на Украине!
Причем законопроект не похож на декларативную прокламацию, поданную исключительно в целях пиара. Он весьма подробно и тщательно проработан (одно тонкое добавление про выборы только после переписи населения чего стоит!), чувствуется, что писали его «с душой», каждый из авторов старался внести свою посильную лепту.
Вот, к примеру (понятно, что я сделал лишь краткую выжимку из законопроекта), еще один замечательный пассаж. Военным властям вменяется в обязанность «сбор и изъятие из публичного доступа носителей информации, содержащих любые данные о государстве-оккупанте». Т. е. глобус в школе с нанесенной на него Россией - очевидно, «носитель информации», подлежащий изъятию.
Поневоле закрадывается мысль, что авторам законопроекта не мешало бы провериться у психиатра, причем всем - ведь своей подписью каждый из них выразил согласие со всеми положениями документа. Слишком уж явно просматривается в нем безграничная ненависть к жителям оккупированных территорий, комплексы обиженных людей, релаксирующих несбыточными фантазиями о лютом наказании своим недругам.
Но ведь его авторы не маргиналы, «Самопоміч», как и поддержавшие ее «Батькивщина» и еврооптимисты (Мустафа Найем днями тоже рьяно отстаивал лишение жителей оккупированных территорий права голоса), - крупнейшие оппозиционные силы, вероятность прихода которых к власти в более или менее близкой перспективе весьма велика. Причем, безусловно, положения этого проекта разделяют очень многие, ибо в основном данный документ повторяет зарегистрированный еще летом 2016-го законопроект 3593-д. Последний был подан, опять же, преимущественно представителями «Самопомочі», но в его соавторах числятся и много депутатов из других фракций, в частности Борис Тарасюк и Алена Шкрум («Батькивщина»), Евгений Рыбчинский («Воля народа»), Виктор Чумак (внефракционный, ориентируется на Саакашвили), Леонид Емец, Дмитрий Тымчук и Георгий Логвинский («Народный фронт», последний является вице-президентом ПАСЕ).
И этот, повторюсь, подробно (хотя и с некоторыми шероховатостями) проработанный законопроект представляется этакой наработкой на будущее, в котором, как надеются создатели, его положения получится реализовать на практике.
Только вот способствует ли появление таких законопроектов той самой реинтеграции возникновению у жителей «оккупированных территорий» стремления вернуться наУкраину? Вопрос, который смело можно отнести к риторическим.