Данные наблюдений о последствиях действия взрыва в районе автостанции Мотель

Feb 05, 2017 16:08


... 2 февраля в 22:20 в Донецке в районе автостанции “Мотель”, которая находится в Калининском районе г. Донецка прогремел мощнейший взрыв. Этот взрыв был слышен в других районах города в радиусе примерно до 10-12 км, и характеризовался весьма сильным разрушающим действием. В результате чего нанесены значительные разрушения зданиям и сооружениям, а также имеются человеческие жертвы, а главное, было, оказало весьма сильное отрицательное психологическое воздействие на жителей г. Донецка. Все это указывало на то, что было применено особое по силе разрушения оружие, отличающиеся по действию взрыва от обычных осколочно-фугасных снарядов артиллерии и РСЗО Град. В связи с этим была проведена экспертиза последствий характера применения такого оружия. Это было сделано с целью ответа на вопрос, что это за боеприпас и какую опасность он несет в случае его массового применения по г. Донецку.
Результаты экспертизы. Данные объективного контроля записи видео регистраторов в районе автостанции Мотель показали, что взрыв характеризовался ярким продолжительным пламенем, в течение 2-3 сек. Сама область свечения продуктов взрыва характеризуется весьма внушительными размерами, соизмеримыми с размерами зданий, находящихся в районе автостанции Мотель. Осмотр места взрыва показал, что в районе кольца для кругового движения автотранспорта по направлению к магазину Камуфляж в сторону которого был направлен взрыв нет характерной воронки выброса грунта и разрушения асфальта дороги. Видео запись беспилотника, сверху показала характерный вид разрушений крыш зданий в радиусе до 100 м, как будто ударная волна воздействовала сверху на них. По характеру разрушений здания магазина Камуфляж, он разрушен полностью и не подлежит восстановлению, эпицентр взрыва находился рядом в радиусе 15-20 м. Деревья возле магазина повалены, как и железобетонная опора троллейбуса, в направлении магазина, а близлежащие деревья имеют характерный налет копоти и сажи. Характер разрушений рам, дверей и автотранспорта четко проявляется на расстояния до 100 м, от магазина, а остекления гораздо больше до 300 м и более. Все это указывает, что зона сильных повреждений зданий до 25-30 м, легких и средних до 50-100 м, а остекления более 300 м. Оценка действия взрыва в тротиловом эквиваленте дает величину от 80 до 100 кг тротила.
Сам взрыв можно охарактеризовать как воздушный на высоте 10 - 20 м от поверхности. Все это указывает на то, что ОФ снаряды калибра 152 мм и более, а также как и подобные части ракет РСЗО Град не применялись в данном случае. Поэтому проанализировав данные открытой печати для вооружения ВСУ можно сделать вывод, что применялся реактивный снаряд РСЗО Ураган 9М51 с объемно-детонирующей боевой частью 9Н515, так как только этот реактивный снаряд способен осуществить воздушный взрыв боевой части и может нанести подобные повреждения при объемном взрыве боевой части. Действительно, боевая часть 9Н515 содержит 30.2 кг распыляемого быстроиспаряющегося изопрена или пиперилена, теплота сгорания которого 44000 кДж/кг. Концентрационные приделы взрываемости паров изопрена в воздухе от 1.5 до 11%. Таким образом, в пределах оптимальных взрывчатых концентраций изопрена радиус облака топливно-воздушной смеси может быть до 5 м. Энергия взрыва топливно-воздушной смеси около 2850 кДж\кг. Таким образом, зная радиус и удельную энергию взрыва топливно-воздушной смеси можно получить общую энергию взрыва боевой части, а учитывая, что при воздушном взрыве, газовой смеси в ударную волну передается около 35% от общей энергии взрыва, то и оценить его тротиловый эквивалент по характеру разрушений зданий нанесенных ударной волной. Не приводя вычислений, установлен тротиловый эквивалент по действию взрыва стехиометрической смеси изопрена и воздуха, который примерно равен-3. Для боевой части 9Н515, содержащей около 30 кг жидкого ВВ это примерно 90 кг тротила. Эта величина очень близка к нашей оценки тротилового эквивалента по параметрам разрушения ударной волной в районе Мотеля при взрыве 2 февраля. Таким образом, воздушный объемный взрыв боевой части 9Н515 наиболее вероятная причина возникших разрушений, причиненных взрывом в районе автостанции Мотель. Это позволяет предположить, что 2 февраля ВСУ произвели выстрел реактивным снарядом 9М51 РСЗО Ураган предположительно из района н.п. Пески ( на это указывает азимут действия взрыва снаряда) по автостанции Мотель. По всей видимости, это был пристрелочный выстрел, по следующим двум причинам. Первая, так как зима, а предельное расстояние стрельбы снарядом 9М51 13-13,3 км, то проверялась таблица стрельбы из возможного района Пески, вторая возможно испытывался новый реактивный снаряд о успешном испытании которого заявляли в ВСУ с боевой частью 9Н515. В любом случая для густонаселенных районов г. Донецка применение таких боевых частей приведет к многочисленным жертвам, так как основным поражающим факторам у воздушных объемных взрывов является ударная волна, которая эффективно поражает людей на открытой местности и вне специальных защитных бомбоубежищ.

..........Калякин С.А.- член-корреспондент РАЕ, д.т.н., профессор, член союза взрывников, ведущий специалист по взрывным работам, безопасности взрывных работ и взрывам газа и угольной пыли в угольных шахтах.

ТТХ 9М51 РСЗО Ураган
http://www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=12420.0

ДНР, обстрел, Донецк

Previous post Next post
Up