Хочется вернуться в начало века. Я бы сидел с красивой девушкой вечером в кафе на бульваре Пушкина и, любуясь вечерними огнями Донецка, рассказывал бы ей, что в 2014 г. Донбасс захочет отделиться от Украины, а украинцы будут расстреливать из артиллерии наши города, вон там, там и там будут лежать мёртвые люди. А она не верила бы мне, смеялась над моими безумными фантазиями, поправляя каштановые волосы…
***
Горловка, многоэтажка. Квартира на 8 этаже. Наталья разговаривает по телефону со своей 23-летней дочкой, которая в этот момент с десятимесячной малышкой гуляет в городском сквере. Говорят о том, что в Горловке становится очень опасно, нужно выезжать…
- Кристина, а вы где?
- В сквере, - отвечает дочка.
В этот момент сквер накрывают снаряды РСЗО «Град».
***
Донецк, можно сказать, невидимыми нитями связан с образом великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Не все знают, но в столице Донбасса две улицы Лермонтова - в Куйбышевском и Кировском районах. В датах рождения и смерти Лермонтова не могут не увидеть мистики даже поверхностно знакомые с Отечественной историей люди: 1814-1841. Через сто лет - война и война. А через двести лет… 2014 г. Донбасс.
Лермонтов был подло убит в Пятигорске 27 июля. Согласно одной из версий расследования убийства поэта, выстрел был произведен в упор. А сам Лермонтов на дуэли даже не направил оружия на оппонента - он выстрелил в воздух. Пуля убивает русского поэта и летит из Пятигорска дальше. Сквозь время. Долетает до 2014 г., распадается на снаряды РСЗО, и убивает русских снова и снова.
27 июля 2014 г. сквер Горловки накрывают снаряды РСЗО «Град». Из своей квартиры на 8 этаже в последней надежде на то, что её дочь и внучка живы, Наталья побежит их искать в бомбоубежище. Будет ходить среди людей, выкрикивать родные имена. Она ещё не знает, Кристина и Кира станут кошмарным символом этой войны - «Горловской мадонной».
***
В июле 2014 г. украинцы развернулись по полной - им практически официально дали карт-бланш на убийства жителей Донбасса. А украинские СМИ уже придумали нехитрую схему, как преступников отмазывать: снаряды из гаубиц и РСЗО будут вылетать украинские, но в преломлении псевдожурналистских заметок - прилетать и убивать мирных жителей - «сепаратистские». «Это они сами себя».
Июльская мясорубка была запущена 2 числа авиаударом по Станице Луганской. Были убиты на месте девять мирных жителей, а украинцы цинично заявят, что не применяют авиацию в боях, несмотря на показания свидетелей военного преступления.
Потом ад захлестнёт столицу ЛНР. 6 июля под артобстрел попадет луганский автовокзал, 14 июля снаряды РСЗО ударят по кварталу Степному - 8 погибших и 52 раненых. 18 июля украинцы обрушат шквал огня на восточные кварталы Луганска - 16 убитых, 66 раненых. Но для луганчан «всё только начинается». К августу город полностью отрежут от коммуникаций - в Луганске не будет воды, света, газа. Исчезнет телефонная связь. Город будут убивать и убивать. Но он выживет.
***
Кровавый ужас гуляет параллельно в Донецке. Под ударом ВСУ - Петровский район столицы ДНР, многострадальный посёлок шахты «Трудовская». По нему не прекращали бить с 8 июля, а 12 числа здесь украинские снаряды унесут жизни 12 людей.
Кроме того, дончан будут настойчиво пытаться убить засухой - ВСУ неоднократно обстреливает канал «Северский Донец - Донбасс», под ударами украинцев будут гибнуть коммунальщики, которые восстанавливают растерзанные объекты инфраструктуры. Кстати, когда в финале месяца многоточие в июльском обстреле поставит удар по центру Донецка (29 июля украинцы расстреляют улицу Розы Люксембург и парк Щербакова - 2 погибших, 15 раненых), среди погибших окажется бежавший от войны из Славянска в Донецк дворник. Видимо, смерть бежала вслед за ним…
15 июля авиаудар будет нанесён по городу Снежное - погибнут 11 мирных граждан. Украинская сторона заявит, что это был «неизвестный самолёт».
27 июля 2014 вместе с Кристиной и Кирой в Горловке погибли ещё 12 мирных граждан, а в течение двух дней их число возрастёт до 27. Наталья найдёт своих девочек уже в морге. Из морга их сразу повезут на кладбище. Она переночует на свежей могиле своих детей.
***
Говорят, что у каждого сыщика, работающего в убойном отделе, есть, так сказать, свой предел на трупы. То есть, в какой-то момент, выезжая на очередное убийство, сознание не выдерживает. В середине июля, практически ежедневно передавая в СМИ сообщения о новых жертвах, мне показалось, что я не выдержу. Я уехал к Азовскому морю и попросил СМИ несколько дней меня не трогать, старался не читать интернет… Но звонок одного московского радио настиг меня 17 числа.
- Простите, но говорят, у вас там самолёт сбили.
- Проверим, - ответил я, подумав: «Блин, наверное - беспилотник очередной кто-то подбил, а меня дёргают».
Я открыл новости. Твою мать. Боинг 777. 283 пассажира, 15 членов экипажа. Под Торезом. Я понял, что эта война закончится нескоро. И ещё - мой предел убитых ещё не превышен. Я возвращался в Донецк, впереди был август и ещё больше погибших на перекрёстках мегаполиса.+
Максим ГАЗИЗОВ