Оригинал взят у
el_tolstyh в
Причины неудач российской внешней политикиkotbayun1965 в
Причины неудач российской внешней политики В последние годы таких неудач было совсем немного - внешняя политика России под руководством Лаврова и Путина отличается выветренностью и последовательностью, а подчас даже виртуозностью. Однако такие неудачи всё-таки были, причем довольно серьезные. Эти неудачи - Европейский Союз, Украина и Турция. Дипломатические просчеты по этим направлениям обернулись для России серьезными политическими проблемами, решение которых затянется, вероятно, на годы. Поэтому чрезвычайно важно проанализировать причины совершенных ошибок, чтобы не допустить их повторения.
Главным инструментом отечественной внешней политики в отношении стран Запада еще со времен Брежнева и Громыко (если не ранее) было всяческое развитие экономического сотрудничества с этими странами. При этом предполагалось, что, ухватив капиталиста за его самое чувствительное место - прибыль, от него можно добиться любых политических уступок. Именно этот инструмент был ключевым в политике «разрядки», он стал опорным камнем в фундаменте андроповского плана «Звезда».
Чем это закончилось в 90-е годы, надеюсь, все помнят?
Однако с уходом СССР с мировой политической арены этот инструмент остался в арсенале отечественной, теперь уже российской дипломатии и продолжал весьма активно использоваться. В результате Российская Федерация очень быстро превратилась в сырьевой придаток стран Европейского Союза в роли одного из главных, а иногда и просто главного поставщика нефти, газа, металлургического и химического сырья, круглого леса и т.д. В России многие высокотехнологичные производственные цепочки были разрушены, и выжившие отечественные предприятия были вынуждены встраиваться на низкопередельном уровне в соответствующие цепочки международных корпораций.
Разумеется, отношения Евросоюза и постсоветской России носили более сложный характер (какой - это предмет отдельного разговора), но, тем не менее, краеугольным камнем их фундамента была именно эта экономическая замануха. Но, как показала практика, абсолютная выгода экономических отношений с Российской Федерацией не помешали странам Западной и Центральной Европы активно включиться в объявленные против России экономические санкции и развязать против своего восточного соседа новую «холодную войну».
Турция очень глубоко завязана в
экономические отношения с Россией. В 2014 году российские товары занимали первое место в структуре турецкого импорта. В России же Турция хорошо известна как поставщик текстиля, одежды, продовольствия, бытовой техники, стройматериалов, автомобилей и комплектующих, а также услуг в сфере строительства и туризма. Самой важной областью сотрудничества двух стран является энергетика. Турция - второй по величине после Германии рынок сбыта «Газпрома». Кроме того, на очень выгодных для Турции условиях российские специалисты строят на территории Турции атомную электростанцию - АЭС "Аккую", или "Турецкую АЭС". Более чем заманчивыми были и перспективы развития российско-турецких экономических отношений. Однако всё это не помешало турецкой правящей элите отдать приказ об атаке российского бомбардировщика и пойти на предельное обострение российско-турецких отношений.
В течение двух с половиной десятилетий российское руководство выстраивало экономические отношения с украинской элитой. Украине предоставлялись чрезвычайно льготные цены на энергоносители, украинских олигархов приглашали участвовать в очень выгодном совместном бизнесе, им создавали идеальные условия для безнаказанного воровства. Недаром послами России на Украине все последние годы бизнесмены - Черномырдин и Зурабов. А имела ли Россия с этого какие-либо политические дивиденды? Нет, не имела никаких. А кончилось всё тем, что олигархат в угоду Западу организовал на Украине антироссийский бандеровский мятеж.
Почему так происходит? Почему такой тонко совершенный и тонко заточенный инструмент, как личная материальная выгода дает сбои?
Российская правящая элита в силу особенностей и истории своего формирования не может понять один принципиальный момент… Определяющим фактором в деятельности национальных и международных властных элит (если, конечно, это действительно элиты, а не жадные до денег и власти временщики-скоробогаты) является не шкурный материальный интерес, а смыслы, реализуемые в этой деятельности.
Смыслы современной европейской и американской элиты очень древние. Своими корнями эти смыслы уходят в политическую культуру Древнего Рима, основными элементами которой были высокомерное отношение к окружающим Империю «варварским» народам и господство над ними. Сегодня в роли такой империи выступают США и их ближайшие союзники, а в роли варваров - окружающие США и Европу государства, в том числе и Россия. Поэтому никакие равноправные отношения между Россией, с одной стороны, и США и их союзниками, с другой стороны - невозможны. США и Европа всегда будут стремиться к господству.
После образование независимого Украинского Государства молодая украинская элита заимствовала смыслы в своей недавней истории - у бандеровцев. Поэтому деятельность этой элиты на Украине насквозь пропитана русофобией и нацизмом. Как следствие, любые дипломатические заигрывания с этой элитой малорезультативны.
Смыслы актуальной элиты современной Турции также имеют очень древние корни. Нынешняя Турецкая властная элита старательно культивирует ностальгию по временам далекого средневековья, когда перед правителями могучей Османской Империи, простиравшейся от Дуная и Гибралтара до Кавказских гор и юго-восточной оконечности Аравийского полуострова, в ужасе трепетали правители всей Европы от Парижа до Варшавы. Эти смыслы не позволяют согласиться с тем, что Крым и Северное Причерноморье, Северный Кавказ и Поволжье окончательно покинули сферу влияния турецких правителей. Поэтому, думаю, не стоит излишне обольщаться быстрой и скорой нормализации российско-турецких отношений, какие бы материальные выгоды эта нормализация ни сулила.