Безгранична ли свобода слова для духовных лидеров?

Jan 24, 2021 00:04


Третью неделю Израиль находится в карантине. Можно и нужно обсуждать насколько он эффективно соблюдается, но по факту он есть. И он был принят с соблюдением всех юридических и бюрократических требований и при поддержке харедимных партий. Напомню, что к сожалению процент заразившихся больных и умерших от короны среди харедим не пропорционально высок.

Я думаю, что многие из нас были возмущены тем, что произошло в Бней-Браке в четверг вечером.   ( https://www.bhol.co.il/news/1176976?utm_source) Сегодня последовало продолжение. Вижницкий адмор Исраэль Хагер , хасиды которого в четверг очень тщательно нарушали и заповеди из Торы и галаху, прописанную в "Шульхан Арух", публично заявил, что с наступающей недели все учебные заведения, относящиеся к Вижницкому двору, будут открыты. Он так же указал своим хасидам, что в случае чего, отправлять всех полицейских на улицу Торат Хаим 4 в Бней Браке, к Исраэлю Хагеру, то есть к себе домой. (https://www.vesty.co.il/main/article/B11QUe9JO?utm_source=m.vesty.co.il&utm_medium=email&utm_campaign=email )



К сожалению это не первый и не единственный и скорее всего не последний раз, когда духовные лидеры харедим так себя ведут. Это касается и других хасидских адморов (Бельз и не только) и рава Каневского и еще нескольких видных литовских раввинов. Надо отдать должное, что среди харедимных сефардов такого было крайне мало, да и те, кто выступали подобно раву Даниэлю  Асору (заявлявшему, что вакцинация приводит к появлению влечения к представителям своего пола),  https://www.israelhayom.co.il/article/838655 не являются значительными фигурами, подобно вышеупомянутым, у ашкеназов. При этом мейнстрим харедимного общества старается соблюдать все требования карантина.

А теперь, давайте оставим бурю возмущения, праведный гнев и остальные эмоции в сторону. Я не адвокат, но хочу попробовать рассмотреть сложившуюся ситуацию юридически. Прежде всего, как это часто бывает, у нас есть столкновение нескольких ценностей, либо общественных интересов. С одной стороны - право на свободу слова, к которому добавляется право на свободу совести и исполнение религиозных обрядов. С другой стороны, - угроза общественному здоровью, следствием чего может явиться перегрузка системы здравоохранения и излишние жертвы. Кроме того, речь идет о нарушении административного и уголовного права.

Безгранична ли свобода слова? Я ни в коем случае не претендую на то, чтобы дать тут исчерпывающий ответ, тема эта горячая, и последние недели рассматривалась в разных аспектах- от закрытия аккаунтов бывшего президента США, до запрета проката фильма "Дженин, Дженин". Понятно, что у свободы слова есть границы, спор идет- где они пролегают.

Отдельно стоит поговорить о свободе слова и ответственности за свои слова для духовных лидеров. Важно понимать, что Вижницкий адмор, либо рав Каневский , это не просто "какой то там рав". Все, что говорят эти люди, воспринимается десятками , а иногда сотнями тысяч людей, как истина в последней инстанции. Сейчас бесполезно дискутировать о том, хорошо это или плохо, правильно или нет, оценивать это с других, философских точек зрения. Это та действительность, в которой все мы живем сегодня, здесь и сейчас.

Бывали ли случаи прямой конфронтации между религиозными духовными лидерами и государством Израиль? Да, и не раз. Если я правильно помню, первым серьезным столкновением стал вопрос о призыве девушек на обязательную военную службу. Были неоднократно те или иные конфликты, связанные с вопросами соблюдения или несоблюдения Шаббата в общественном пространстве. Последние лет 20 периодически то воспламеняются, то затухают два вопроса на которых все политики заработали себе неплохой капитал: Закон о призыве (или не призыве для харедим) и вопросы гиюра. Ну есть еще всякие другие вопросы, по мелочи. Я не умаляю важности вышеописанных проблем и конфликтов, но они не являются настолько жизненно важными (в буквальном смысле этого слова), как пандемия короны. Каждая из сторон высказывает то, что от нее ожидается, ставится галочка, максимум проводится какая-нибудь демонстрация, максимум 1 или два раза харедимные парти выходили из коалиции. Не смертельно, в прямом смысле этого слова.

Были еще несколько случаев, где конфликт между духовными лидерами и государством, носил политических характер. В основном, это касалось противостояния соглашениям Осло, размежеванию , другими словами борьбу за целостность земли Израиля. В большинстве случаев, те, кто выступал против территориальных уступок, это были раввины РС, и часть хабада. Все их призывы носили чисто декларативный характер и никоим образом не угрожали общественному порядку, здоровью и жизни граждан.

Отдельной группой я хочу выделить три случая:

Первый - отстранение рава Меира Каханэ и его партии "Ках" от участия в выборах. Сделано это было с соблюдением всех процедуральных норм и с этим согласны даже те, кому это решение не нравилось.

Второй случай в середине 90-х годов с "Барух аГевер", под редакцией Михаэля бен Хорина https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%91%D7%A8%D7%95%D7%9A_%D7%94%D7%92%D7%91%D7%A8 . Один из соавторов сборника - рав Идо Альба был осужден за расизм и пропаганду насилия, выраженную в статье, опубликованной в этом сборнике. https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A4%D7%A1%D7%A7_%D7%93%D7%99%D7%9F_%D7%90%D7%9C%D7%91%D7%94_%D7%A0%D7%92%D7%93_%D7%9E%D7%93%D7%99%D7%A0%D7%AA_%D7%99%D7%A9%D7%A8%D7%90%D7%9CТе, кто в Израиле давно, и в теме- помнят эту историю. У меня самого этой книги не было, но я ее видел.

Третий случай, произошедший чуть больше 10 лет тому назад, это тоже с книгой, под названием "Торат аМелех". Те, кто не помнит о чем там шла речь, могут прогуглить или прочитать один из моих материалов 2010 года https://our-israel-ru.livejournal.com/978540.html#cutid1   . В данном случае было открыто следствие, но в 2012 году дело было закрыто тогдашним юридическим советником правительства Йеудой Вайнштейн, за отсутствием улик.

То есть мы видим, что за 72 года существования государства, оно доказало свое стремление к соблюдению права на свободу слова и "затыкания ртов" или его видимость происходило крайне редко и в исключительных случаях.

Но можно ли сравнивать вышеописанные случаи с тем, что происходит сейчас? Я считаю, что нет. Во всех трех случаях речь шла о гипотетической угрозе, которая, слава Богу, не осуществилась. Я очень не уверен, что в случае с равом Каханэ и равом Альбо можно утверждать даже о косвенной связи между из идеями и действиями еврейского подполья в середине 80-х годов , либо насколько доктор Барух Гольдштейн был под влиянием статьи рава Альбо. Тут же, когда речь идет короне, ситуация совсем другая. После того, что мы уже практически год живем в состоянии пандемии, не нужно доказывать опасность заражения и вероятность смерти от короны. То есть тут идет речь о реальной и немедленной опасности и вопросах, подпадающих под понятие "пикуах нефеш".

Если мы рассмотрим эту ситуацию через право на свободу совести и исполнение религиозных заповедей или обрядов, то тут тоже нету каких либо нарушений. Вижницкий адмор видимо перепутал решение правительства с указами царя Антиохуса. Никто никогда не запрещал во время короны учить Тору. Это можно делать 24 часа в сутки 7 дней в неделю у себя дома, в кругу семьи. Наоборот, отцы, обучающие своих сыновей Торе в эти дни исполняют соответствующую заповедь Торы "И повторяй это сыновьям своим самым правильным и наилучшим образом". Никто не мешает братьям учиться вместе в хавруте, никто не запрещает слушать уроки по телефону или в аудио записи, а тем, кто пользуется интернетом- через зум или как-нибудь еще.

Немного отклоняясь от темы, я должен признаться, что за последний год именно благодаря зуму я удостоился учиться гораздо больше, чем мне удавалось в обычные года.

Есть еще один довод используемый частью харедимного истеблишмента, и связано он с утверждением, о том, что же является или не является опасностью. Поскольку все источники знакомы и находятся в открытом доступе, легко видеть, в чем они не правы, и насколько их галахические постановления определены их мировоззрением.

Первый фактор, который разбирается, это распространенность опасности от короны. Это базируется на обсуждении в трактате ВТ "Псахим" (8,2). Из обсуждения следует, что тот, кто исполняет ту или иную заповедь, защищен от опасности, которая не является распространенной, но не защищен от распространенных опасностей. Что же такое "распространенная опасность" и чем она отличается от "нераспространенной опасности"?. Комментарий "Питхей Тшува" на раздел ШУ"А "Эвен аЭзер" (85,6) разбирает вопрос "Есть ли заповедь подниматься в землю Израиля, если по дороге могут ожидаться те или иные опасности." Его вывод- если есть конкретная и известная опасность- то нет, но если такое принято у торговцев в целях их заработков, то это не является распространенной опасностью и можно.

Так же Ш.З.Ойербах в сборнике "Минхат Шломо", глава 37, писал о вопросе "пикуах нефеш" , что "Если у большинства людей принято, что это является опасностью, тогда это засчитывается как возможный пикуах нефеш, но если большинство людей этого не пугаются, то это не является опасностью." Из вышесказанного следует, что те, кто уполномочены установить, является ли опасностью заражение короной, или нет, это врачи, а не раввины. Об этом же писал в свое время рав Акива Игер, для своей общины, когда в ней свирепствовала эпидемия холеры: " И не нарушат указания врачей ни на йоту- а нарушающий инструкции врачей по тому, как себя вести, совершает большой грех по отношению к Творцу, так как опасность страшнее запрета. В частности, когда речь идет об опасности ему и другим, которые могут привести к распространению заболевания в городе." Если же кто то будет утверждать, что есть врачи, которые не считают корону таким уж страшным заболеванием, то у нас есть галахическое правило, что в случае спора между врачами, следует устрожать в сторону пикуах нефеш, даже если это мнение меньшинства. В нашем же случае речь идет о мнении большинства.

Все вышесказанное касается опасности для индивидуума, тем более, когда речь идет об опасности для общества. И об это тоже пишет рав Ш.З, Ойербах в книге "Тора Месамахат" (том 1 страница 168)

Есть еще два важных фактора, о которых нужно помнить: даже если предположить, что то, что написано в трактате "Псахим" о защите тех, кто исполняет заповедь, работает всегда и с точностью швейцарских часов, то сегодня в еврейском народе далеко не все, к большому сожалению, исполняют заповеди и защищены ими. Другими словами, речь идет еще и о взаимной ответственности.

Вторым фактором является "дина демалкута"- право государства в данном случае устанавливать ограничения во время пандемии. По мнению многих галахических авторитетов это правило касается всех сторон общественной жизни "все, что касается взаимоотношений между человеком и его близким, для улучшения и исправления общественного порядка, сохранение физического и душевного здоровья и тому подобного". (Минхат Ашер, том 2, пункт 123). Автор сборника "Минхат Ашер", рав Ашер Вайс.

Надеюсь, что в свете всего вышесказанного, становится понятно, что государство не только имеет право, но и обязано принимать меры в случае подобных безответственных высказываний. Но что оно может сделать? Законодательная база, имеющаяся сегодня в распоряжении государства это вполне позволяет. Во-первых, как минимум необходимо начать следствие по поводу подобных высказываний. Если действительно обнаружится, что существуют доказательная база, то она возможно подпадает под две статьи израильского закона о наказаниях.

Статья 218 рассматривает действие, которое может привести к распространению заболеваний: "Совершающий по халатности действия, способное привести к распространению опасного заболевания- тюремное заключение на 3 года; совершающий подобное действие умышленно- тюремное заключение- 7 лет." Вторая статья- статья 287 о нарушении законного указания о нарушении указания о изоляции от 20.02.2020.

Переходя от теории к практике, адвокат из Бней Брака, Гай Офир обратился к юридическому советнику правительства с просьбой дать указание об открытие следствия против рава Каневского и его внука Янки Каневского в связи с их указаниями открыть учебные заведения, несмотря на карантин.  https://www.calcalist.co.il/local/articles/0,7340,L-3889052,00.html?ref=facebook&fbclid=IwAR3Ts56Ni2HMsFAHOBUJO97SfDHv5ea5EW82XlH0jqnER9Bu9_m9gPLiCDg

Относительно высказывания Вижницкого адмора(который по сообщению Яира Шерки устраивает этим вечером традиционный многолюдный тиш, министр общественной безопасности заявил, что "любое учебное заведение, которое будет открыто получит штраф 5000 шекелей, силы полиции собраны на станции пожарной охраны Бней Брака и находятся в состоянии повышенной боевой готовности.  " .

Если у вас возникает вопрос, "а почему такое вообще возможно и неужели ж уважаемые раввины всего этого не знают, Вы будете абсолютно правы, но для ответа на этот вопрос, требуется отдельный большой материал.

Пикуах нефеш, Вижницкий адмор, Иудаизм, свобода слова, Рав Каневский

Previous post Next post
Up