Может ли женщина делать Кидуш для мужчины?

Jan 14, 2021 15:00


Прежде чем мы будем рассматривать ответ на вопрос, помещенный в заголовок, нужно разобраться в том, в каком статусе Кидуш для женщины. С одной стороны, Кидуш выглядит на первый взгляд как классический пример заповеди, связанной с четкими временными рамками. Поэтому - первое впечатление могло бы сложиться, что женщина от Кидуша освобождена. Но первое впечатление часто бывает неверным.

В трактате Брахот ВТ (20,2) написано от имени рава Ада бар Ахава, что женщины обязаны совершать Кидуш из Торы. Связанно это с галахическим принципом по которому, в отличии от других заповедей, соблюдение Шаббата состоит из двух равноценных компонентов: мы обязаны помнить и напоминать своими действиями о том, что есть Шаббат, выделяя его из будних дней и при этом соблюдать его, не выполняя 39 архетипов запрещенных видов работ. Поскольку женщины , наравне с мужчинами , обязаны не нарушать вышеуказанные запреты, они так же обязаны выполнять действия напоминающие нам о Шаббате.



Этот подход нашел свое отражение не только в спорах мудрецов Талмуда, но и в галахе. Шульхан Арух в разделе "Орах Хаим 281,2" постановляет: "Женщины обязаны участвовать в Кидуше не смотря на то, что это императивная заповедь, связанная с определенным временем…и они так же могут делать Кидуш для мужчин, поскольку сами, как и мужчины обязаны его делать, согласно заповеди Торы. " И Рамо в этом согласен с ним. Когда Шульхан Арух упоминает про возможность того, что женщина может делать Кидуш для мужчины, он идет вслед за мнением автора книги "Акольбо" (31) , базирующемся на выше упоминаемом отрывке из трактата "Брахот".

Если вопрос о том, может ли или обязана женщина делать Кидуш для себя или несовершеннолетних детей или других женщин, не вызывает никаких споров между мудрецами, то вопрос - может ли женщина делать Кидуш для мужчин , такие споры вызывал, по крайней мере несколько сот лет тому назад. Правда, поскольку мы исходим из галахического принципа, что в случае спора следует идти по мнению большинства- подавляющее большинство галахических авторитетов прошлого и настоящего придерживаются мнения, что может. Перечислю самых известных: помимо Шульхан Арух, такого мнения придерживались Виленский Гаон, ТАЗ, РАМО, Мишна Брура, раввины Файнштейн, Ойербах, рав Овадия Йосеф, автор кнги "Маген Авраам",  автор книги "Шмират шаббат кеилхата" и многие другие. Против того, чтобы женщина могла делать Кидуш  для мужчин, выступали автор "Агуда",  автор "Байт Хадаш", и Маhаршаль.

Почему же все таки на практике мы видим что в основном Кидуш делают мужчины? Либо если поставить вопрос по другому, в каких случаях женщина на практике делает Кидуш для кого либо? Тут помимо галахи мы должны учитывать социологию и антропологию. Несмотря на то, что женщине можно делать Кидуш, сложившаяся практика- "обычно это делает мужчина". Одна из причин этого в том, что до относительно недавнего по историческим меркам времени далеко не все женщины были достаточно грамотны, чтобы это сделать. Вместе с тем, если мужа дома нет (командировка, резервистские сборы, госпитализирован, и.т.д)  либо он не может сделать Кидуш (болен, или женщина более религиозно продвинута чем мужчина) , то женщина изначально может делать Кидуш для всех присутствующих.

А что делать в ситуации, если есть выбор между женщиной и её сыном, который старше возраста бар мицвы? Тут в принципе та же самая ситуация, как и с мужем , отцом, дядей и любым другим представителем мужского пола. Изначально имеет право, но может предложить и сыну и тогда он помимо заповеди о Кидуше выполнит заповедь о проявлении уважения к маме.

В последние десятилетия этот вопрос приобрел еще и некий дополнительный социологический оттенок. Среди более открытой и образованной (галахически и не только) части ортодоксального иудаизма, все больше распространяются идеи религиозного феминизма. Поэтому нередки случаи, когда в семьях решают, что женщина делает Кидуш не потому, что кто-то не может или не хочет, а как равноправный член семьи, который не хочет упускать право самостоятельно исполнить заповедь из Торы. Подобно тому, как многие женщины в Суккот исполняют заповедь четырех видов растений, или когда женщины для женщин читают Свиток Эстер в Пурим.

Естественно в неортодоксальных течениях иудаизма все это существует уже гораздо раньше. Напомню что рабби Меир , учившийся у Элиши бен Абуйа продолжал учиться у него, даже когда он вышел за рамки нормативного иудаизма, говоря, что это подобно гранату- он съедает сердцевину и выбрасывает скорлупу. Поэтому абсолютно не правильно отвергать подобную религиозную практику ( разрешенную подавляющим большинством галахических авторитетов только потому, что ею пользуются в неортодоксальных кругах иудаизма.

Я считаю, что чем больше женщин получат максимум возможностей служения Творцу, в самых разнообразных формах, тем лучше будет не только для них, но и духовно обогатит весь еврейский народ.

Кидуш, Шаббат, Феминизм, галаха

Previous post Next post
Up