О развитии изучения Торы в религиозном сионизме

Oct 14, 2020 13:51


Меня иногда обвиняют в излишней критике харедимного  общества, и я решил исправиться. Поэтому в данном посте буду писать в основном о позитивных вещах. Безусловно, тема, заявленная в заголовке гораздо шире, чем рамки поста, но попробую показать картину хотя бы с высоты птичьего полета. Если я чего забыл или упустил, буду только рад дополнениям.

И так, не влезая в более чем столетнюю историю развития РС, его представители смогли развить следующие области\вопросы современного иудаизма:

"Махон ЦОМЕТ"- Тора и технология, от шаббатней платы до шаббатней клавиатуры.

https://www.zomet.org.il/

"Махон  ПУА"- галахические решения в случае проблем репродуктивной системы.

https://puah.org.il/

"Махон КЕТЕР"- современная экономика и Тора

https://www.keter.org.il/

"Махон АТОРА ВЫААРЭЦ"- вопросы шмиты и другие галлахические вопросы, связанные с сельским хозяйством и обработкой Земли Израиля.

https://www.toraland.org.il/

"Махон ШЛЕЗИНГЕР"(при больнице Шаарей Цедек) - вопросы медицины и галахи.

https://www.medethics.org.il/

"Махон АМИКДАШ" - все, что касается галахических вопросов Мишкана, Первого, Второго и Третьего Храмов. На сегодняшний день от него "отпочковались" еще несколько подобных структур.

https://www.temple.org.il/

"Мерказ  ЙЕСОДОТ"  при педагогическом колледже "Герцог", занимающийся вопросами религии и государства, для программы государственно-религиозных школ.

http://www.yesodot.org.il/

"БЕЙТ АЭДУТ" - религиозное дополнение к "Яд вШем"

https://www.beit-haedut.org.il/he/



Помимо этого центра есть еще как минимум один, но более академический, при педагогическом колледже- "Михлелет Йерушалаим".

Помимо этого, нельзя не упомянуть все, что касается академического развития иудаизма, прежде всего в университете Бар Илан и многочисленных педагогических колледжах. Помимо этого, свою лепту внесли и "обычные" университеты. К этому нужно добавить развитие многочисленных новых систем преподавания религиозных дисциплин, появившихся в последние 20 лет.

Еще одной особенностью является ренессанс изучения и преподавания Танаха,  и связь между ним и археологией. Наверное один из самых известных религиозных археологов это профессор Элицур, но и абсолютно светский профессор Адам Зерталь нашел жертвенник на горе Эйваль. Тема эта неоднозначная, но по крайней мере продвинула развитие топонимики.

За последние 72 года мы неоднократно сталкивались с вопросами- что же такое и каким должно быть еврейское государство. В харедимном мире в основном этим занимался рав Вальденберг. В религиозном сионизме помимо рава Кука и старшего и младшего, это были рав Герцог, рав Шауль Исраэли,  рав Нерия,  рав Горен, а из ныне живущих- рав Яаков Ариэль и многие другие. Да, не все, что предлагается в теории стало практикой, но по крайней мере показываются направления и границы.

Все, что касается армии, служб безопасности, полиции и пожарных, развивается в соответствующих структурах армейского раббанута, раббанута полиции и пожарно -спасательной службы.

Ну и нельзя упомянуть действительно революцию в изучении Торы женщинами за последние 25-30 лет.  Десятки мидрашот, центры "Матан" и "Нишмат", возможность стать "тоэнэт раббанит" , инспектором по кашруту и "морат алаха" и многое другое.

Религиозному сионизму есть чем гордиться в развитии Торы во всех ее областях и для всех социальных групп. А чего за это же время параллельно добилось харедимное общество?

Израиль, Тора, религиозный сионизм

Previous post Next post
Up