Меня иногда обвиняют в излишней критике харедимного общества, и я решил исправиться. Поэтому в данном посте буду писать в основном о позитивных вещах. Безусловно, тема, заявленная в заголовке гораздо шире, чем рамки поста, но попробую показать картину хотя бы с высоты птичьего полета. Если я чего забыл или упустил, буду только рад дополнениям.
И так, не влезая в более чем столетнюю историю развития РС, его представители смогли развить следующие области\вопросы современного иудаизма:
"Махон ЦОМЕТ"- Тора и технология, от шаббатней платы до шаббатней клавиатуры.
https://www.zomet.org.il/ "Махон ПУА"- галахические решения в случае проблем репродуктивной системы.
https://puah.org.il/ "Махон КЕТЕР"- современная экономика и Тора
https://www.keter.org.il/ "Махон АТОРА ВЫААРЭЦ"- вопросы шмиты и другие галлахические вопросы, связанные с сельским хозяйством и обработкой Земли Израиля.
https://www.toraland.org.il/ "Махон ШЛЕЗИНГЕР"(при больнице Шаарей Цедек) - вопросы медицины и галахи.
https://www.medethics.org.il/ "Махон АМИКДАШ" - все, что касается галахических вопросов Мишкана, Первого, Второго и Третьего Храмов. На сегодняшний день от него "отпочковались" еще несколько подобных структур.
https://www.temple.org.il/ "Мерказ ЙЕСОДОТ" при педагогическом колледже "Герцог", занимающийся вопросами религии и государства, для программы государственно-религиозных школ.
http://www.yesodot.org.il/ "БЕЙТ АЭДУТ" - религиозное дополнение к "Яд вШем"
https://www.beit-haedut.org.il/he/ Помимо этого центра есть еще как минимум один, но более академический, при педагогическом колледже- "Михлелет Йерушалаим".
Помимо этого, нельзя не упомянуть все, что касается академического развития иудаизма, прежде всего в университете Бар Илан и многочисленных педагогических колледжах. Помимо этого, свою лепту внесли и "обычные" университеты. К этому нужно добавить развитие многочисленных новых систем преподавания религиозных дисциплин, появившихся в последние 20 лет.
Еще одной особенностью является ренессанс изучения и преподавания Танаха, и связь между ним и археологией. Наверное один из самых известных религиозных археологов это профессор Элицур, но и абсолютно светский профессор Адам Зерталь нашел жертвенник на горе Эйваль. Тема эта неоднозначная, но по крайней мере продвинула развитие топонимики.
За последние 72 года мы неоднократно сталкивались с вопросами- что же такое и каким должно быть еврейское государство. В харедимном мире в основном этим занимался рав Вальденберг. В религиозном сионизме помимо рава Кука и старшего и младшего, это были рав Герцог, рав Шауль Исраэли, рав Нерия, рав Горен, а из ныне живущих- рав Яаков Ариэль и многие другие. Да, не все, что предлагается в теории стало практикой, но по крайней мере показываются направления и границы.
Все, что касается армии, служб безопасности, полиции и пожарных, развивается в соответствующих структурах армейского раббанута, раббанута полиции и пожарно -спасательной службы.
Ну и нельзя упомянуть действительно революцию в изучении Торы женщинами за последние 25-30 лет. Десятки мидрашот, центры "Матан" и "Нишмат", возможность стать "тоэнэт раббанит" , инспектором по кашруту и "морат алаха" и многое другое.
Религиозному сионизму есть чем гордиться в развитии Торы во всех ее областях и для всех социальных групп. А чего за это же время параллельно добилось харедимное общество?