К сожалению приходит день, когда каждый из нас сталкивается со смертью близкого человека. Помимо горечи утраты, часто возникает много практических вопросов, один из которых- что делать с личными вещами покойного \ покойной- выбросить? Пользоваться? Отдать кому-то? Говорит ли об этом что-то еврейский закон? И если да, то что?
Большинство существующих обычаев относительно того, как поступать с вещами умершего, ни на чем не основаны и являются суевериями. Изначально не существует какого либо запрета пользоваться личными вещами умершего. Исключение составляет обувь, которую он одевал непосредственно перед смертью. Более того, есть мнение, по которому запрещено выбрасывать одежду или обувь умершего и в этом есть нарушение запрета «баль ташхит» (уничтожения).
Однако тот, кто все же хочет следовать обычаю предков, может выбросить только лишь обувь, которой пользовался умерший перед смертью и вещи, которые были на умершем, поскольку лишь эти вещи запрещены к получению от них какой то пользы ( ШУ»А Й.Д. 349; 1,2). По мнению рава Тикучинского в книге Гешер аХаим (8,7), это связано с опасением заразиться болезнями умершего. По мнению того же рава Тикучинского, если обувью и другими вещами умершего не пользовались в течении 30 дней, нет опасения ими пользоваться. Рав Тикучинский базируется на Сефер Хасидим (454) и завещании рава Йегуды аХасида. Того же мнения придерживается автор Игрот Моше (Й.Д. 3-133).
Откуда мы учим о всех этих обычаях. Наши мудрецы учат это из того, что сказано в (Бемидбар 20,1) «…и там же была погребена», а так же из (Дварим 21,4) «…и там переломят шею телице в долине». В трактате ВТ «Авода Зара» (лист 29) мудрецы делают вывод, что «подобно тому, как запрещено получать какую либо пользу от обезглавленной телицы, так же запрещено получать пользу от умершего и его савана».
Одежду, в которую были одеты дети покойного\покойной и на которой был сделан надрез- нельзя чинить, а одежду на которой был сделан надрез по другим близким родственникам, можно чинить по окончанию 30-дневного траура (ШУ»А Й.Д.340,15)
Среди существующих обычаев относительно вещей покойного, можно перечислить следующие:
*обычай выбрасывать все вещи покойного (ошибочный обычай)
*обычай отдать все вещи покойного бедным (предпочтительней выбрасывания)
*обычай отдать бедным обувь покойного
*отдать одежду, в которой были скорбящие- бедным
Однако, все эти обычаи не являются галахой, за исключением обуви, которая была на покойном во время смерти.
Есть мнение (рав Йеуда Леви Амихай), что ношение одежды покойного, является исполнением заповеди наследования.
В то же время, до тех пор, пока тот или иной обычай не вступает в противоречия с галахой, его можно применять. Когда же, как в случае выбрасывания хороших вещей в мусор, есть очень серьезное опасение нарушения запрета Торы, рекомендуется от этого воздержаться самому и убедить других, что лучше эти вещи пожертвовать бедным.
Дай Бог, чтобы нам как можно реже приходилось исполнять эти разделы галахи.