Nov 12, 2017 22:07
В чем ошибался наш праотец Ицхак.
Для возвышения души Софии Бат Хана
Мы знаем, что Ицхак и Ривка по разному относились к своим детям: Ицхак любил Эсава, а Ривка Яакова. Одной из причин этого было то, что каждый из них получил разное воспитание. Ицхак, выросший в доме Авраама и Сары, никогда не встречал среди своего окружения отрицательных людей и поэтому ему было тяжело представить, что у людей могут быть такие качества, как зло и обман, поэтому Эсаву и удавалось обводить Ицхака вокруг пальца.
Ривка же выросла в доме Бетуэля и Лавана, в доме полном обмана и лжи и прекрасно могла различать где правда а где ложь и видела качества характера как Эсава, так и Яакова.
Все вышеприведенное является мейнстримом комментариев. Но помимо него существуют так же и другие мнения, которые не менее важно знать.
Сборник мидрашей «мидраш агадоль» (25-28) считает, что Ицхак не мог не знать об отрицательных сторонах Эсава, но при этом проявлял к нему свою любовь лишь внешне, для того, чтобы приблизить его, исходя из того, что если когда он его любит, Эсав ведет себя так, как он себя вел, то как же он будет себя вести, если он его отдалит и будет ненавидеть.
Средневековый комментатор Сфорно считал, что даже если Ицхак не подозревал о всем злодействе Эсава, он знал, что предпочтение должно быть Яакову. Это утверждение Сфорно базирует на том, что когда Ицхак хотел благословить Яакова, он не просил у него ни еды, ни чего либо другого, а просто благословил. Эсаву же, который не был достоин сам по себе благословления, необходимо было что то сделать, связанное с почитанием отца и хотя бы таким образом удостоиться благословения.
Все вышесказанное не помогает нам ответить на следующий вопрос- почему же все таки Ицхак благословляет Эсава? «…Будь властелином для братьев твоих…»(Брейшит 27;29). По мнению Сфорно, Ицхак считал, что для Яакова будет хорошо, если он унаследует землю Израиля, но при этом она будет под чужим владением, чтобы он не отвлекал свою душу, на всякие материальные заботы (никого сегодня не напоминает?). Так же и Хатам Софэр, в своем комментарии «Торат Моше» писал, что Ицхак доверял Эсаву и благословил его благословлениями относящимися к этому миру, поскольку по ошибке считал, что Эсав знает ценность Торы и заповедей и поэтому обеспечит для Яакова все что ему необходимо в материальном мире, чтобы тот смог заниматься Торой и служением Творцу, подобно тому, как на более позднем этапе вели себя колена Иссахара и Звулуна.
Ривка же зная истинную сущность Эсава, понимала, что если Эсав будет владеть плодами этого мира, у Яакова не будет возможности служить Творцу и учить Тору, потому что Эсав ему ничего не даст. Хатам Софэр объясняет это тем, что в этом заключалось истинное намерение Эсава в продаже своего первородства. Святость первородства связана со служением Творцу, а поскольку Эсав думал, что если он получит в свое владение этот мир, он не даст из него ничего Яакову, поэтому у того не будет возможности служить Творцу ( по принципу- если нету муки, нет Торы) и в конце концов продажа отменится.
Ривка же понимая истинные намерения Эсава смогла сделать так, что Ицхак благословил благословениями этого мира Яакова таким образом он получил два вида благословлений, с помощью которых у него появилась возможность служить Творцу.
И Сфорно и Хатам Софер (считающийся основоположником современных харедим) учат нас, как важно, чтобы еврейский народ занимался не только духовностью, а обладал и экономической силой, позволяющей независимость. Иначе он будет зависим от милости других народов. И Османская Империя и Британский мандат являются хорошими примерами того, что происходит, когда у неевреев есть власть над землей Израиля и евреями.
Основной целью того, что Ривка была привезена издалека, было не только то, что она стала женой Ицхака (и в Ханаане и в Харане не было недостатка в девушках), а для того, чтобы заменить Сару в управлении домом Авраама и она действительно заботилась о цельности дома не только в настоящем, но и в будущем.
Ривка,
Яаков,
Эсав,
Ицхак