Aug 06, 2017 22:29
В наше время праздник Ту беАв воспринимается многими, как еврейский эквивалент Валентинова дня, отмечаемого не евреями 14 февраля. Это мягко говоря неправильный подход, и у этого дня есть гораздо больше аспектов. Давайте разберем один из них.
В трактате ВТ Баба Батра 121,1 написано: «Не было у еврейского народа лучших дней, чем 15 ава и Йом Кипур, в которые еврейские девушки выходили в белых одеждах, которые одалживали друг другу, чтобы той, у которой не было- не было стыдно.» Почему Йом Кипур, это понятно, это день прощения. День в который были даны вторые скрижали. А почему же 15 ава?
Сказал рав Йегуда от имени Шмуэля: «День, в который было разрешено жениться между собой представителям разных колен».
По мнению Гмары, две эти даты, два этих дня - Йом Киппур и Ту беАв равноценны и являются наилучшими днями в нашем календаре. Если относительно Йом Киппура все более ни менее понятно, то относительно 15 ава -это менее тривиально.
Поколению евреев вошедших в Землю Израиля во главе Йеошуа бин Нуна, был дан запрет, в соответствии с которым в случае, когда дочь наследовала земельный надел отца, она не могла выйти замуж за представителя другого колена, чтобы земельный надел одного колена не переходил к другому. 15 ава этот запрет был отменен и были сняты ограничения на браки между представителями различных колен. На основании Устной Торы, мудрецы пришли к выводу, что вышеуказанный запрет распространялся только на поколение вошедших в Землю Израиля.
Вторично этот запрет был отменен относительно представителей остатков колена Биньямина после неприятной истории с наложницей в Гиве и существование этого колена вообще было под угрозой.
Важно помнить, что Земля Израиля в целом была дана всему еврейскому народу. Каждое из колен получило свой надел не просто так, а в соответствии с Божественным провидением. Подобно тому, как каждому из колен соответствовал свой камень, на эфоде, у сердца первосвященника, так же колена различались между собой образом жизни, формой служения Творцу, и так далее. Разрешение заключать браки между представителями разных колен, было символом единства, которое превыше тех или иных внешних отличий между коленами.
Существует связь между Йом Кипуром и Ту-беАв. Йом Кипур символизирует связь между еврейским народом и Творцом, а Ту беАв символизирует связь и единство внутри еврейского народа. В Йом Кипур мы разрешаем молиться вместе с преступниками и весь народ, как один человек, стоит перед Творцом. Подобно этому, единство народа проявляется в Ту-беАв, после того, как под угрозой была потеря одного из колен, этот день определен мудрецами, как праздничный, как йом-тов, поскольку он символизирует единство народа.
Говоря о связи между еврейским народом и Творцом, нельзя не вспомнить и о третьем компоненте в этой неразрывной связи- Земле Израиля. В прошедший Шаббат мы читали в главе «Ваэтханан» следующий стих: «Взойди на главу вершины и подними глаза твои к западу и к северу, к югу и к востоку, и узри глазами твоими, ибо не перейдешь ты этот Йарден». Дварим (3, 27). Раши приводит Мидраш (Мехильта ДеРашби 17,14), по которому Моше просил у Творца, чтобы он показал ему «эту гору прекрасную»- Йерусалим и «Леванон»- Храм. На эту просьбу Моше получил от Творца следующий ответ: «Несмотря на то, что святость Иерусалима и святость Храма наиболее высокие, вся остальная земля Израиля свята». И поэтому Моше удостоился увидеть всю землю Израиля, как сказано : (Дварим 34,1) « И взошел Моше с равнин Моава на гору Нево, на главу вершины, что пред Йерехо; и дал узреть ему Господь всю землю: Гил'ад до Дана.
Ту беАв и Йом Кипур, являются для нас еще одним доказательством того, как всегда были и остаются неразрывны- Тора, еврейский народ и Земля Израиля. И тот, кто отказывается от любого из этих трех компонентов, отказывается от двух других.
15 ава,
Йом Киппур,
Храм