Apr 08, 2017 23:06
В течении многих поколений евреи из года в год проверяли в вечер перед песахом хамец, используя свечу. Но пришли новые технологии и встал вопрос- можно ли и даже нужно ли делать проверку при помощи фонарика ( преимущественно с LEDом). Не будем забывать, что наша реальность полностью отличается от той, которую знали мудрецы, периода Мишны и Талмуда. Когда наши дома полностью залиты ярким электрическим светом, возникает вопрос- предпочтительнее ли продолжать проверять хамец с помощью свечи или это уже морально устарело.
Давайте с Б-жьей помощью разберемся, что говорит об этом галаха.
Первая Мишна в трактате Псахим учит нас тому, что в вечер 14 нисана проверяют Хамец. По мнению рабби Нахмана бар Ицхака, это связанно с тем, что при свете свечи проверка более качественная, по сравнению с факелом (ВТ Псахим; 4,1): свеча может осветить всякие щели и дыры. Другие мудрецы приводят дополнительные причины преимущества свечи.
Шульхан Арух , раздел 433,1 постановил, что проверка хамеца должна быть при свете свечи а не при свете луны или факела.
Давайте прежде всего вспомним, что видели мудрецы Мишны и Талмуда. В то время все вели в основном аграрный образ жизни. Вся семья жила часто в доме, который представлял одну комнату. Естественно без удобств. В доме не было окон, а лишь отверстия в крыше, использовавшееся и как труба и как вентиляция и как источник света. Днем лишь в центре дома было светло, а чем дальше от этого окна в крыше, тем было темнее. Такой дом было достаточно легко проверить.
Причины того, что мудрецы постановили делать это вечером, связанны с тем, что если бы проверка была бы днем, то было бы опасение, что человек не использует свечу, чтобы проверить все углы и щели и будет полагаться только на слабый свет, проходящий через крышу. Свечи то тоже были не дешево. Напомню, что одна из основных практических причин, по которым мудрецы постановили зажигать свечи перед наступлением шаббата, очень прозаична, чтобы не налететь друг на друга и не переругаться из за этого. И чтобы еду шаббатнюю было видно. Поскольку в будни с наступлением темноты шли спать.
Наши дома слава Б-гу сильно отличаются от домов времен Мишны и Талмуда. Тем не менее, не смотря на то, что они очень хорошо освещены, мы продолжаем делать проверку хамеца, как и в прошлом, используя свечу, или как все более и долее становится распространенным - фонарик. Что же лучше?
У свечи есть 2 плюса по сравнению с фонариком, а у фонарика один большой плюс по сравнению со свечей.
Один из плюсов свечи приводится в источниках, которые приводит Гмара для объяснения этого постановления мудрецов. (ВТ Псахим 7,1). Мудрецы используют стих из Притч (20,27) «Душа человека - светильник Г-сподень, исследующий все тайники утробы».Этот стих мудрецы приводят не только, как подтверждение тому, что можно проверять хамец при свете свечи, а более того, они в этом видят символ связи между поиском и сжиганием хамеца и обязанностью человека проверять и оценивать свои дела и поступки и искать хамец в своем сердце и помыслах, а так же обязанности человека очищать себя перед праздником Песах, праздником освобождения и союза с Творцом.
Талмуд приводит еще один стих из книги пророка Цефания (1,12): «И будет в то время: обыщу Я Йерушалаим со светильниками и накажу людей, которые застыли на дрожжах своих (живут беззаботно), говорящих в сердце своем: "Не делает Г-сподь добра и не делает зла"» , намекающий на Хамец идолопоклонства, которое в будущем Творец удалит из Иерусалима. И действительно, пророк Цфания продолжает свое пророчество, сравнивая судьбу людей, застывших на дрожжах с хамецем накануне песаха.
Оба этих стиха намекают на связь между поиском и сжиганием хамеца и нашей обязанностью искать хамец внутри себя.
Второй плюс свечи связан с галахическими аспектами. Были галахические авторитеты. которые считали что действие электрической лампочки подобно действию факела а не свечи ( знанием физики они себя не утруждали, и поэтому не разрешали использование лампочки для проверки хамеца.) Рав Овадия Йосеф разбирал этот довод и полностью его отклонил. Причиной того, что не используют факел во время проверки связанна с опасением внесения его куда-нибудь, что он может поджечь. В то же время при использовании фонарика нету этой опасности и опасения. Поэтому рав Овадия Йосеф разрешил использовать фонарик (Ябиа Омер, Орах Хаим 40).
У фонарика есть один большой плюс, по сравнению со свечей. Связанный с силой и качеством его света. С его помощью гораздо лучше и легче проверять любые щели и дыры, и он абсолютно пожаробезопасен и более эффективен.
Поэтому все больше и больше галахических авторитетов считают, что он предпочтительнее свечи. При этом, само собой разумеется не нужно забывать и об электрическом освещении самой комнаты.
Как уже было сказано выше, по мнению Шульхан Арух, проверять хамец нужно при помощи свечи. Он отвергает проверку при солнечном свете. По мнению же Альтер Ребе и Мишна Брура, если человек проверяет днем, при солнечном свете, этого достаточно, но в тех местах, куда попадает яркий солнечный свет, но щелях и темных углах, нужно проверять со свечей. По мнению «Маген Авраам» постановление рава Йосефа Каро, не проверять при солнечном свете, не имеется ввиду, когда окно раскрыто настежь и солнечный свет попадает напрямую в комнату. Этого же мнения придерживались многие другие галахические авторитеты.
Влияет ли это на наш современный фонарик? Слава Б-гу, нет. По мнению Мааршама и других, комментарий Маген Авраам, который опасался солнечного света, проникающего через стекло, был связан с непрозрачным, толстым стеклом, которое было принято в то время, а в его время (Мааршама), уже можно (в наше тем более). И не говорите после этого, что галаха не меняется.
Конечно, есть еще один фактор, который приводят противники фонариков, и этот фактор - не объективный, а субъективный и связан он с нежеланием изменять обычаи отцов. Все, что кается этого фактора находится не на поле галахи, а на поле мировоззрения, и сейчас я этой темы касаться не буду.
На практике, подавляющее большинство религиозных авторитетов, считают, что проверка хамеца с фонариком абсолютно допустима. Некоторые из них даже считают, что она предпочтительнее. Естественно перед этим произносим обычное благословение, поскольку оно никак не связанно ни со свечей, ни с фонарем.
Тем, кто хочет устрожить и быть уверенным в том, что он полный праведник, могу предложить оптимальный вариант, позволяющий следовать как облегчающим, так и устрожающим мнениям, проверить дважды, используя и то, и другое. Гордыня и ецер ара этих людей будут полностью удоволетворены.
свеча,
проверка хамеца,
фонарь,
Песах