Aug 03, 2016 22:55
Внимание, данный материал предназначен для людей способных критически думать.
Сейчас мы находимся в период бейн амейцарим, а со следующей недели, с наступлением месяца ав, начнутся уже все ограничения вне зависимости от их принадлежности к ашкеназам\сефардам. Я уже не первый год задумываюсь над теми ограничениями, которые построили еврейские мудрецы в свое время, для того, чтобы выделить этот период. Давно хотел написать об этом, но как то не получалось.
Прежде всего я начну с того, что я являюсь ортодоксальным религиозным евреем, поэтому если кому то что то не понравится, не надо сразу обвинять в нео-реформизме.
Суть всех ограничений и полу-траурных обычаев заключается в воспитательной цели, которую можно определить всем известным выражением из одного анекдота «благость с лица снять». Тот, кто когда то в теории или на практике занимался педагогикой, знает, что одним из основных критериев наказания или поощрения, является эффективность по отношению к конкретному индивидууму. Дать отличившемуся ребенку конфету, а при этом у этого ребенка не дай Б-г диабет, или наоборот запретить бассейн ребенку не умеющему плавать не даст желаемого эффекта.
А теперь от общего к частному. Начнем с того, что ближе всего любому человеку- с желудка. Я имею ввиду запрет мяса и вина в эти дни. Оставим сейчас за скобками все те случаи, когда это официально можно, их не мало. Я имею ввиду другое. Когда-то поесть мясо это было событие, скорее всего это вызывало у человека истинную радость. Сегодня же, это стало настолько обыденным, что никаких особых эмоциональных порывов это не вызывает. Не говоря уж о том, что сегодня хорошая рыба, суши или какие-нибудь равиоли в сметанном соусе грибами, стоят гораздо дороже, чем пита с шуармой и чипсами. Поэтому очень многие люди, включая меня с удовольствием будут есть то, что галаха разрешает, не чувствуя никаких неудобств от отсутствия мяса и даже не ища те случаи, когда этот запрет можно обойти. Я уж не говорю о немалом количестве вегетарианцев веганов, для которых весь этот запрет вообще не актуален.
Относительно вина- ситуация очень похожа. Большинство людей просто так вино не пьет ( хотя бы потому что за руль потом не сядешь), кроме того, если кому то уж очень хочется что то выпить, то он может найти себе пиво, ликер, водку, виски, бренди. Я опускаю здесь спор между сефардами и ашкеназами о том, что является вином.
Тему мытья и душа я опускаю, поскольку сегодня по моему ни у кого уже нет сомнений в том, что попытка соблюсти запрет на мытье в эти дни (постановление мудрецов) приведет к однозначному нарушению заповеди Торы «Возлюби ближнего как самого себя», а так же к нарушению запрета об осквернении имени Творца. Все раввины последних поколений признают что это для гигиены а не для удовольствия.
Покупка новой одежды- отношение к одежде сегодня тоже изменилось, конечно не стоит покупать костюм от Армани в эти дни, если конечно на него нет 50% скидки, а в таком случае галаха разрешает. Но если это три футболки за 100 шекелей, то есть большой галахический спор, говорить ли на это благословение шегехияну и во все остальные дни года.
Я понимаю, что в свое время альтернативой удобной кожаной обуви были или какие-нибудь местные лапти, деревянные сандалии или босиком, т.е разница в комфорте была существенная. Сегодня же куча народу с чувством глубокого удовлетворения от того, как они хорошо соблюдают галаху, дефилируют 9 ава в очень удобных кроссовках или кроксах, которые да- некожаные, но по степени комфорта- не хуже. Я уж не говорю о большом количестве женщин, которые и так большую часть года (в Израиле) ходят в каких-нибудь пластиковых шлепанцах, с которыми 9ава никаких проблем
Мог бы привести еще несколько примеров, но думаю и этих достаточно. При этом еще раз повторяю, я считаю, что нужно как то выделить эти дни, что нужна память о трагических событиях, из-за которых они отмечаются в нашем календаре.
Я уже слышу возмущенные возгласы «как я помел покуситься на святое и что жираф большой, ему видней, ой извините, не жираф а раввин. Эти вещи - общественные нормы, поэтому они не только могут, но и должны меняться. Одна из трагедий современного иудаизма это то, что Шульхан арух стал последним галахическим кодексом, при этом сам рав Йосеф Каро этого не имел ввиду. В свое время мудрецы очень хорошо умели оценивать релевантность тех или иных вещей к месту и времени. Да и в наше время некоторые вещи меняются, как например отношение к глухим, или последнее постановление главного раввината Израиля о том, что не только мужчина отвечает за пропитание ребенка, но и женщина (после 6 лет). Я уж не говорю о всех научно и технологических разработках за последние полвека.
Поэтому на мой взгляд стоило бы подумать о том, как сегодня выделять этот период. В Хабаде например есть очень хороший обычай учить законы связанные с Храмом и храмовой службой, поскольку известны причины из за которых были разрушены первый и второй Храмы, возможно стоит предпринимать какие то усилия для их исправления (и не только в эти дни, а в течении всего года). Может быть в эти дни кому то стоит прекратить ловить покемонов и для него это будет гораздо большим неудобством, чем не есть мясо, или не играть в какие-нибудь игры, которые предлагает фейсбук. Я думаю, тут возможны варианты, и они должны быть в значительной степени индивидуальными.
Тора заповедует нам, в случае возникновения каких либо вопросов, обращаться к мудрецам своего поколения. Это не потому, что мудрецы прошлого не были таковыми ии что то не понимали, ни в коем случае, а потому, что мудрецы поколения, в котором возник вопрос лучше понимают сложившуюся ситуацию и могут дать более правильное решение, чем попытки положиться на опыт мудрецов прошлого, которые с подобной ситуацией не сталкивались. К сожалению в последних поколениях раввинистический мейнстрим настолько боится обвинения в реформизме, что предпочитает оставлять все, как есть, без изменений.
Дай Б-г , чтобы для всех нас Тора стала действительно Торой жизни, и чтобы духовные лидеры поколения имели интеллектуальную честность и духовную смелость качественно выполнять свои функции и чтобы мы все исправили те причины по которым были разрушены Храмы и сбылось пророчество пророка Захарии о том, что эти дни станут днями радости и веселья
траур,
бейн амецарим,
галаха,
9 ава