Шаббат недельной главы "Ваякхель" (05.03.2016 и 25 адара 1) это не только "шабат мевархим", предшествующий наступлению нового месяца по еврейскому календарю, но так же имеет еще одно, дополнительное название Шаббат ШКАЛИМ,
Это связанно с тем, что он открыл собой серию из 4 шаббатов, имеющих свою отличительную особенность, заключающуюся в том, что в них читают помимо обычной недельной главы , так же и определенные отрывки из Торы. Их читают после чтения обычной недельной главы в "мафтире" перед соответствующим отрывком из пророков. Помимо Шаббат Шкалим у нас есть так же Шаббат Захор, Шабба Пара и Шаббат аХодеш.
В начале недельной главы «Ки Тиса» (книга Шмот 30) предписана обязанность ежегодного приношения в Храм "половинки шекеля", вне зависимости от материального благосостояния человека. В это было отличие между собиранием половины шекеля (регрессивный налог) и другими видами налогов, носивших прогрессивный характер. "Сефер аХинух" в объяснении этой заповеди (заповедь 105) пишет, что Творец хотел блага для всего еврейского народа, и удостоить всех равного участия в храмовых жертвоприношениях, чтобы показать, что и бедный и богатый одинаково равны и важны Ему.
Наши мудрецы передали нам традицию, в соответствии с которой, Моше не знал как должна выглядеть монета в половину шекеля, пока Творец ему не показал огненную монету. Возникает вопрос- а в чем была сложность для Моше, ведь в то время прекрасно знали, как печатать монеты? Объясняет рав Шломо Алькабец (Цфат, 16 век), что «половина шекеля» намекает на то, что любой человек представляет собой только половину целого. Лишь соединяясь с другим можно достигнуть совершенства. Из этого комментария понятно, в чем была трудность Моше с половиной шекеля- потому что он намекает на единство, которого очень тяжело достигнуть, и это то, что мы видим сегодня и свидетельством этому является еще не отстроенный Третий Храм (как известно Второй был разрушен из - за беспричинной ненависти). В соответствии с еще одним объяснением - половина намекает на то, что мы являемся лишь половиной без Творца. Пщ мнению рава Леванона, можно объединить два этих комментария в один: невозможно достигнуть единства еврейского народа без его связи с Творцом, вера в которого объединяет всех нас.
Собранные деньги служили для покупки жертвенных животных для двух обязательных ежедневных жертвоприношений ("курбан атамид") (Бемидбар 28, 1-8), "И Г-сподь сказал Моше, говоря: Прикажи сынам Исраэйля и скажи им: приношение Мне, хлеб Мой для возжиганий Мне в приятное благоухание Мне, соблюдая, приносите Мне в свое время. И скажешь им: вот всесожжение, которое вы должны приносить Г-споду: агнцев годовалых без порока двух на день, во всесожжение постоянное. Одного агнца приноси утром, а другого приноси в сумерки. И в дар десятую часть эйфы тонкой пшеничной муки, смешанной с четвертью ина выбитого елея. Это- всесожжение постоянное, какое совершено было при горе Синае, в приятное благоухание, в возжигании Г-споду. А в возлияние к нему- четверть ина на одного агнца; на святом месте возливай возлияние шейхара Г-споду. А другого агнца приноси в сумерки; подобно утреннему дару и его возлиянию, приготовляй в возжигание, в приятное благоухание Г-споду".
Постоянное жертвоприношение "курбан атамид"- наиболее важное из всех видов жертвоприношений, благодаря тому, что оно наиболее частое- ежедневно в течении года приносилась постоянная жертва, как сказано выше. Поэтому этот вид жертвоприношения символизирует неразрывную связь между еврейским народом и Творцом. Весь еврейский народ принимал участие в этом жертвоприношении и поэтому оно символизирует единство еврейского народа. Поскольку еврейский народ подобен сердцу относительно других народов, приношение этого жертвоприношения выражало единство Творца и благодаря ему весь мир был связан через одно постоянное жертвоприношение со своим жизненным источником (Маараль, Натив аАвода, 1).
Сбор половины шекеля и постоянное жертвоприношение символизировали важность единства всего еврейского народа в глазах Творца. Наши мудрецы объясняют что в слове "цибур", обозначающем общество на иврите, скрыты намеки на три части составляющих любое социальное общество: цадиким- праведники, бейнониим- средние, обычные люди и рашаим- злодеи. И даже от злодеев нельзя отмахнуться, поскольку они часть народа. Когда мудрецы Мишны обсуждали общественные посты, они постановили что "общественный пост в котором не участвуют злодеи \ преступники Израиля, не является общественным постом".
Прекращение жертвоприношения явилось одной из пяти причин, в связи с которой мудрецами был установлен пост 17 таммуза (Мишна Таанит 4,6). Сегодня мы читаем о постоянном жертвоприношении во время чтения отрывков о жертвоприношениях в утренней и дневной молитвах. Так же наши мудрецы установили наши обязательные ежедневные молитвы исходя из порядка жертвоприношений в Храме ( ВТ Брахот 26), основываясь в том числе на стихе из книги пророка Ошеа (14, 3) "и (вместо) быков принесем (слова) уст наших".
Кроме того, деньги так же шли для "бедек абайт", то есть текущих нужд Храма (ремонт, приобретение утвари, одежды для коэнов, и.т.п). Интересно, что Рамбам в "Ильхот Меила" (5,15) указывает, что помимо полушекелей, которые должны были приносить евреи, деньги на бедек а байт могли жертвовать так же и не евреи, включая идолопоклонников.
Еще одной функцией сбора половины шекеля было проведение таким образом (поскольку евреев поголовно не считают) подсчета военнообязанных мужчин (воинская повинность начиналась с 20 лет) (Бемидбар 1,3) от двадцати лет и выше, всех, поступающих в войско в Исраэйле, исчислите их по их ополчениям, ты и Аарон".
Возникает вопрос - а что с этим делают сейчас, когда, к сожалению, Храма у нас нет? Как и многие другие вещи, связанные с Храмом, которые, к сожалению нельзя сегодня исполнить в полном объеме, мудрецы, да будет благословенна их память, постановили совершать то, что возможно "в память о Храме". Это относится так же и к "половине шекеля", поэтому, сегодня мы не даем половину шекеля, а даем "в память о половине шекеля".
В наше время собираемые таким образом деньги "в память о половине шекеля", реально представляют собой еще один вид цдаки и у человека есть возможность пожертвовать их по своему желанию. Принято жертвовать на синагогу или йешиву или на помощь бедным. Последние годы появилась хорошая на мой взгляд традиция- жертвовать эти деньги на организации, связанные с наследием Храма- например Институт Храма, возглавляемый равом Йегудой Гликом
http://www.temple.org.il (может быть, если много русскоязычных дадут им пожертвования, то они наконец сделают свой сайт и на русском языке). Кстати там можно приобрести монеты содержащие в себе серебро, соответствующее весу половины шекеля
https://www.jerusalem-temple.com/Heb/?categoryID=260 . Есть еще одна организация (уже русскоязычная), которая много лет занимается изучением Храма и разрешенным восхождением на Храмовую гору- "Место встречи"
http://mesto.org.il (автор не имеет какого либо прямого отношения к вышеупомянутым организациям и это не является их рекламой).
Да будет воля Творца, чтобы Третий Храм был построен как можно скорее в наши дни и мы имели возможность исполнять заповедь о "половине шекеля" в полном объеме. А пока, когда мы будем давать пожертвование в память о " половине шекеля", важно не забыть произнести в слух, что это «в память».
Ашер Рохбергер