Jan 03, 2016 23:16
Первая книга Торы, книга Брейшит рассказывает нам об истории и развитии семьи, семьи наших праотцев. В начале - Авраам, затем Ицхак, а после - Яаков и его сыновья. В конце книги Брейшит, семья вынуждена покинуть Землю Кнаан (она же Земля Израиля, но еще так не называется) и спуститься в Египет. Именно там произойдет её трансформация в еврейский народ. И уже в начале второй книги Торы, книги Шемот, Тора нам на это намекает.
Каким образом это происходит? При помощи перечисления порядка коле Израилевых. В Торе неоднократно упоминаются перечисления колен. Часто порядок перечисления колен меняется и каждое такое изменение не случайно. Размеры данного материала не позволяют проанализировать все примеры перечисления колен, поэтому я остановлюсь на двух первых, которые как мне кажется, являются одним из косвенных подтверждений преобразования семьи в народ.
Первый раз перечисление колен мы встречаем в конце недельной главы «Ваигаш» в 46 разделе (8-27) « И вот имена сынов Исраэля, идущих в Мицраим, - Йааков и его сыны: первенец Йаакова - Реувен. А сыны Реувена: Ханох и Палу, и Хецрон и Карми. А сыны Шимона: Йемуэль, и Йамин и Оад, и Йахин и Цохар, и Шауль, сын кенаанит. А сыны Леви: Гершон, Кеат и Мерари. А сыны Йеhуды: Эр и Онан, и Шела, и Перец и Зерах. И умерл(и) Эр в Онан на земле Кенаана. И были сынами Переца Хецрон и Хамул. А сыны Иссахара: Тола и Пува, и Иов и Шимрон. А сывы Зевулуна: Серед и Элон, и Йахлель. Это сыны Леи, которых она родила Йаакову в Падан-Араме, и Дину, его дочь. Всех душ его сынов и его дочерей - тридцать три. А сыны Гада: Цифйон и Хаги, Шуни и Эцбон, Эри и Ароди, и Арэли. А сыны Ашера: Имна и Ишва, и Ишви, и Бериа, и Серах, сестра их. А сыны Берии: Хевер и Малкиэль. Это сыны Зилпы, которую дал Лаван Лее; своей дочери. И родила она этих Йаакову - шестнадцать душ. Сыны Рахели, жены Йаакова: Йосеф и Биньямин. И родились у Йосефа на земле Мицраима (дети), которых родила ему Аснат, дочь Потиферы, вельможи Она: Менаше и Эфраим.. А сыны Бинямнна: Бела, и Бехер и Ашбель, Гера и Нааман, Эхи и Рош, Муним и Хупим, и Ард. Это сыны Рахели, рожденные Йаакову. Всех душ - четырнадцать. А сыны Дана: Хушим. А сыны Нафталя: Йахцэль и Гуни, и Йецер и Шилем. Это сыны Билhи, которую дал Лаван Рахели, своей дочери; в родила она этих Йаакову. Всех душ - семь. Всех душ, идущих с Йааковом в Мицраим, происшедших из чресл его, кроме жен сынов Йаакова, всех душ - шестьдесят шесть. А сыны Йосефа, которые родились у него в Мицраиме, - две души. Всех душ дома Йаакову пришедших в Мицраим, - семьдесят».
Второй раз это перечисление мы встречаем в самом начале первой главы книги «Шемот» с одноименным названием, глава 1 (1-7). « И вот имена сынов Исраэля, (при) шедших в Мицраим, с Йааковом, каждый с домом своим, пришли они. Реувен, Шимон, Леви и Йеhуда, Иссахар, Зевyлyн и Биньямин, Дан и Нафтали, Гад и Ашер. И было всех душ, происшедших от чресл Йаакова, семьдесят душ, а Йосеф (уже) был в Мицраиме. И умер Йосеф и все его братья, и все то поколение. А сыны Исраэля плодились и воскишели (во множестве своем), и умножились, и окрепли очень, чрезвычайно, и наполнилась земля (Мицраима) ими.»
При сравнении двух этих отрывков сразу бросаются в глаза несколько различий. Если в первом идет подробное перечисление всех членов семьи Яакова, то второй - перечисляет уже действительно колена и не останавливает наше внимание на конкретных личностях.
Второе отличие- порядок перечисления. В первом отрывке можно выделить два «лагеря»- «лагерь» Леи и «лагерь» Рахели. Во втором же, порядок перечисления другой. В начале перечислены сыновья, рожденные женами Яакова, а потом сыновья их рабынь.
Обратите внимание на первые слова самого первого стиха, которым открывается книга «Шемот»: «И вот имена сынов Исраэля»- Израиля, а не Яакова. Если кто не помнит, наш народ на иврите называется Ам Исраэль ( народ Израиля) а не Ам Яаков ( народ Яакова).
Кстати, первым, кто определил евреев как народ, были именно египтяне, а конкретно фараон заявивший: ( Шемот 1, 9) «…Вот народ сынов Исраэля больше (числом) и сильнее нас».
Когда Тора описывает увеличение численности народа, она употребляет достаточно редкое выражение «…плодились и воскишели …» (Шемот 1,7). Это выражение можно сравнить с тремя другими, в которых тоже употребляется императив «плодитесь». Этот императив получили Адам, Ноах и Авраам.
Адам- Брейшит (1, 28) «И благословил их Б-г, и сказал им Б-г: Плодитесь и умножайтесь, и наполняйте землю, и покоряйте ее, и властвуйте над рыбой морской и над птицей небесной, и над всяким животным, что ползает по земле!».
Ноах -Брейшит (8, 17) «Всякое животное, которое с тобой от всякой плоти, из птицы и из скота, и из всего ползучего, что ползает по земле, выведи с собой, и пусть кишат на земле, и пусть плодятся и умножаются на земле.»
Авраам- Брейшит (13,15-16) «Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам ее, и твоему потомству навеки . И сделаю потомство твое (несметным) как прах земной.»
Брейшит (15, 5) «И Он вывел его наружу и сказал: Взгляни же на небо и сочти звезды. Можешь ли счесть их? И сказал Он ему: Таким будет потомство твое» .
Почему же еврейский народ становится народом именно в изгнании? Тут можно привести много объяснений. Остановлюсь лишь на одном. Помимо того, что это было исполнением Божественного обещания Аврааму (см. Брейшит гл.15), Египет можно представить как некий плавильный котел, в котором из семьи, из клана должно было получиться не просто огромное количество людей ( около двух миллионов человек вышло из Египта и по мнению мудрецов это была только пятая часть всех евреев, которые там были), но и превратиться в единый народ, способный услышать прямое обращение к себе от Творца, на Синае и унаследовать Землю Израиля.
Вот как на первый взгляд «малозначительные» технические подробности, записанные в Торе , описывают исторические процессы, длившиеся не одну сотню лет.
Идеи взяты из урока рава Итамара Эльдара из йешивы «Орот Шауль» (Кфар Батья, Раанана)
праотец Яаков,
колена Израиля,
еврейский народ,
Египет