Как известно, нынешний год,- седьмой год, год Шмиты и возникает вопрос, влияет ли это как-то на Ту-бишват. Влияние шмиты на Ту-бишват минимально. Если в обычные годы этот день связан с отделением того, что называется трумот и маасарот (отделение десятины в вольном переводе), то в э тот год, от выращенных фруктов десятина не отделяется.
Основным практическим отличием нынешнего Ту-бишвата от обычных, является лишь то, что в этом году не будет посадок деревьев. Кроме того, все фрукты, которые сегодня продаются на израильских рынках, являются фруктами 6 года и на них не распространяется святость 7 года. Первые фрукты седьмого года появятся не раньше месяца адар (через месяц полтора), но и тогда далеко не на все из них будет распространяться святость 7 года.
Для того, чтобы на фрукты распространялась святость 7 года, должны быть соблюдены три условия: они выросли в пределах границ Земли Израиля (не путать с границами Государства Израиль), они выросли на земле, принадлежащей евреям, они росли в земле (а не в отрыве от нее). Таким образом, святость 7 года не распространяется на фрукты, выросшие в рамках «эйтер мехира» (земельные участки, проданные на год не евреям), на импортные фрукты, на фрукты выращенные не евреями, единственный вид кашрута, в котором присутствует святость 7 года это «оцар бейт дин» или на собственных участках. Практически все вышесказанное относится так же и к овощам, за одним исключением, святость 7 года в овощах определяется по дате их сбора, то есть, начиная с 3 тишрея (первый день после окончания праздника Рош аШана) на все овощи распространяется святость 7 года, если они соответствуют вышеописанным условиям.
По мнению многих галахических авторитетов, есть заповедь из Торы, в течении 7 года попробовать фрукты и овощи, на которые распространяется его святость. Хорошей возможностью для этого является Ту-бишват, в который принято есть плоды, которыми славится Земля Израиля. Рав Узиэль в сборнике «Мишпатей Узиэль», (Орах Хаим 1, 24) пишет, что несмотря на то, что формальная галаха не обязывает предпочитать фрукты, выращенные в Земле Израиля, в любом случае их предпочтение является выражением любви к Земле и в какой то степени является выполнением заповеди заселения Эрец Исраэль и поддержки еврейских земледельцев «я говорю, что заповедь и обязанность предпочитать продукцию Израиля…и нет большей радости для Творца, чем видеть плоды, выращенные на Земле Израиля, данной нашим праотцам и нам, когда она обрабатывается евреями с соблюдением заповедей, связанных с ней».
По мнению Хатам Софера (ВТ Хулин 142, 1), «плоды Земли Израиля порождают святость в душе того, кто их ест и готовность следовать с любовью путями Всевышнего».
Те, кто захочет на практике осуществить эти рекомендации, может сделать это при помощи компании «Тув Аарец»
www.tuv-haaretz.co.il (автор не имеет к компании никакого отношения). Есть одна малоизвестная подробность, связанная с этой компанией. Её оффис располагается в здании, примыкающем к комплексу могилы праматери Рахели в Бейт Лехеме. Земля, на котором оно расположено, была выкуплена равом Цви Хиршем Калишером, одним из основоположников современного религиозного сионизма, 140-летие смерти которого отмечается в этом году, и называлась Нахалат Цви.
Важно помнить, что где бы вы не покупали сухофрукты для седера Ту-бишват, их следует проверять на наличие червей, насекомых, личинок, и.т.д. По информации Главного Раббанута Израиля, в этом году особо внимательно нужно проверять изюм и клубнику.
Хочется пожелать всем наслаждаться святостью Земли Израиля и её плодов не только в Ту-бишват, но и в течении всего года, и чтобы эта святость благотворно на нас влияла.