May 01, 2014 11:23
Так уж получилось, что последние лет 25-30 никто, включая автора этих строк, к первому мая серьезно не относится. Те, кто хорошо учился в советской школе, может еще помнит, что началось оно с требования чикагских рабочих установить 8 часовой рабочий день в 1887 году.
Поскольку с одной стороны, в течении последних нескольких лети я серьезно интересуюсь различными социально экономическими вопросами и процессами, проходящими в нашей стране, а с другой стороны учусь воспринимать все через наше еврейское мировоззрение, то я решил попробовать отделить ядро от скорлупы и у меня получилось следующая, на мой взгляд, интересная картина.
Я не буду рассматривать принципиальный вопрос- какую экономическую модель предпочитает Тора (в широком понятии этого слова). На мой взгляд, и это можно оспаривать (попробуйте, если сможете). Оптимальная экономическая модель, это модель свободного рынка, но с сильной социальной защитой и жесткой регуляцией. Назовем это условно «скандинавской моделью».
Что разбирает современное трудовое право? Минимальная зарплата, часы работы, отпуск, компенсации, право на забастовку, те, или иные права или льготы, полагающиеся работнику.
Ниже я приведу основные пункты современного трудового права, отраженные в наших источниках, но без приведения всех ссылок иначе данный материал легко может перерасти, как минимум, в реферат. Так что придется поверить мне на слово J.
Обязанность вовремя и полностью выплатить работнику полагающуюся ему зарплату, это прямая заповедь Торы, упоминающаяся неоднократно. (О ней, к сожалению, нередко забывают во многих еврейских религиозных и просветительских организациях, но это уже отдельная тема).
Часы работы - с одной стороны 8 часовой рабочий день не гарантируется (если нету соглашения между работником и работодателем, или это принято, как закон государства или общественная норма). С другой же стороны, галаха ограничивает время работы и обязывает закончить её за определенное время до наступления шаббата или праздника. Кроме того, есть профессии, например меламед, когда галаха обязывает работника спать минимальное количество часов. Или даже освобождает его от тех или иных устрожений или обычаев, если соблюдая их, есть шанс, что он будет хуже работать.
Отпуск и выходные - это просто - шаббаты, праздники и холь-амоэд. В общей сложности. Как минимум почти 3 недели отдыха (не считая шаббатов).
Минимальная заработная плата-с одной стороны нету прямого указания. Сколько это должно быть, так как это зависит от общественных норм и законов, но при этом, то что установлено обществом обязательно к исполнению не только как юридическая, но и как галахическая норма. В принципе наши источники от Талмуда и далее разбирают понятия «черты уровня бедности» и «минимальный жизненный уровень».
Компенсации - речь может идти о двух видах компенсации в их современном понятии. Если речь идет о компенсации при увольнении, то см. пункт о минимальной зарплате. Если речь идет о компенсации, когда работник получил производственную травму, то работодатель обязан ему это оплатить (вне связи с гражданским законодательством).
Забастовки - существует два вида забастовок. Забастовка с требованиями получить полагающуюся зарплату, и.т.п ( за уже проделанную работу). Такая забастовка допустима, в случае если по-хорошему конфликт решить не удалось. Второй вид забастовки - оказать давление с целью получить лучшие условия труда, и такая забастовка не разрешена.
Права и льготы- тема очень широкая, начинающаяся от обсуждения, может ли работник молиться или читать благословение после еды сидя на дереве или нет, и заканчивая обычаями тех или иных профессиональных объединений, вопросы регуляции рынка- все это очень широко и обсуждается и есть немало галахических решений да и разделов в Хошен Мишпат, Шульхан Арух, которые разбирают эти вопросы.
Важно подчеркнуть, что в этой области, как и во многих других социальных аспектах. Кроме тех случаев, когда есть прямые указания Торы, что и как делать или не делать, значительная часть галахических постановлений базируется на двух принципах: законы государства и общественные соглашения ( в той степени, в которой они не нарушают прямые запреты Торы).
В общем, как правильно заметил царь Шломо, нет ничего нового под солнцем, и то, к чему постепенно пришла современная западная цивилизация в 20 веке, давно существует в еврейских источниках (хоть, к сожалению не всегда соблюдается). К сожалению, на русском языке на эту тему практически ничего нет.
Тора,
законы государства,
трудовое законодательство,
экономика,
Первое Мая