Должны ли харедим читать Галель в Хануку?

Dec 03, 2013 21:41

Рамбам начинает главу о законах Хануки с краткого исторического объяснения победы Маккавеев над греками:"Во время Второго Храма, когда греки ввели антиеврейские законы, и не давали заниматься Торой и соблюдать заповеди, и грабили их и забирали их дочерей и вошли в Храм и осквернили его и стало евреям очень тяжко и горько от них, пока не смилостивился над ними Творец. Бог отцов их и избавил их от греков и спас их, и дал силу Хасмонеям-священникам над грекамии убили их и спасли еврейский народ от них  и поставили царя из коэнов и вернулось царство в Израиль больше чем на 200 лет до разрушения Второго Храма". В этой галахе Рамбам не упоминает  чудо с маслом и оно будет упомянуто лишь в следующей галахе, и по крайней мере с точки зрения Рамбама чудо с маслом вторично чуду военной победы над греками. Это не только мнение Рамбама. но и мудрецов Талмуда,а так же кодификаторов галахи, живших после него и в следствии этого, мы произносим специальную вставку о чудесах, в молитве и в благословлении после еды.
Когда Рамбам упоминает о восстановлении царской власти в Израиле больше чем на 200 лет, он прекрасно знает, что по-крайней мере часть из правящих царей не были большими праведниками ( и это еще мягко говоря). Как пример можно привести царя Яная, правнука основателей династии Хасмонеев, убившего мудрецов Сангедрина.Через какое то время его бывший раб, Ирод вновь уничтожает мудрецов и не только их. Так же нужно помнить, что была очень серьезная проблема с тем, что коэны захватили царскую власть ( здесь не место приводить все доводы за и против в этом вопросе-на самом простом уровне проблема есть).В любом случае несмотря на все отрицательные явления, которые были во времена хасмонейской династии, Рамбам считает, что все равно надо произносить галель в память о ней
В наше время мы, слава Богу вновь удостоились востановления еврейской государственности и мудрецы поколения отцов основателей государства, подобно их предкам,которых в МАОЗ ЦУР мы называем Бней Бина, постановили о необходимости чтения галеля в День независимости. В то же время, к сожалению есть немало религиозных людей. для которых День независимости ничем не отличается от других дней в году. При этом можно поспорить, какой из видов еврейской государствености был более проблематичен- наш или хасмонейский. и я дмаю, что любой человек, знакомый с обоими историческими периодами, согласится, что хасмонейский период был гораздо проблематичнее.
В свете всего вышесказанного, возникает вопрос: для того, кто не готво произносить галель в День Независимости Израиля, не является ли благословение перед галелем в хануку напрасным?

Рамбам, хасмонеи, Галель, Ханука, День Независимости

Previous post Next post
Up