В конце прошлой недели прочитал вот это
http://izrus.co.il/obshina/article/2013-10-18/22503.html Поскольку есть шанс, что как уже не раз бывало, подобные материалы могут быть перепечатаны где угодно и кем угодно и создать абсолютно неправильное впечатление о произошедшей ситуации, постараюсь с Божьей помощью внести ясность в то, что произошло, с точки зрения галахи.
И так, начнем с беременной женщины. В сложившейся ситуациии она подподает под определение "больной, находящийсяв опасности" (холе, шееш бо сакана) причем опасность может угрожать как ей, так и плоду. В этой ситуации на нее распространяются все законы связанные с пикуах нефеш и ради оказания ей помощи, не только можно, но и нужно делать абсолютно все, причем не мешкая. Не входя в специфические подробности приведу лишь известное постановление Рамбама, о том, что действия связанные с пикуах нефеш должны проводиться самыми уважаемыми людьми общины, для того, чтобы показать всем их важность (перевод мой. дословный).
Дежурный врач - априорно знает, что в любой момент может появиться ситуация связанная с вышеуказанным понятием пикуах нефеш и на нем лежит функция её решить максимально быстро и профессионально. Одно из следствий вышесказанного- обязанность быть доступным максимально быстро.
Молитва (в шаббат или будни- без разницы) - даже не входя в галахический спор, является ли молитва, как таковая заповедью из Торы или постановлением мудрецов, однозначно понятно и по этому поводу нету разногласий среди галахических авторитетов, что молитва в миньяне и вообще молитва в том виде, как мы её сегодня знаем, это постановление мудрецов. Даже те, кто придерживается мнения, что сама по себе молитва является заповедью Торы, согласны, что речь идет об одной молитве день. а не о трех, привычных для нас.Если говорить о вечерней молитве, то с чисто галахической точки зрения, её статус несколько ниже, чем утренней и дневной. И изначально она была неким добровольным действием.Опять не хочу входить в специфическо галахические тонкости, это не всем интересно.
Что проиходит в случае столкновения заповеди из Торы и постановления мудрецов? Однозначно, заповедь Торы преобладает над постановлением мудрецов. Что происходит, когда происходит столкновение между пикуах нефеш и заповедью Торы? (кроме трех случаев- запрет идолопоклонства, убийства и запретных связей), пикуах нефеш отменяет любую из заповедей Торы и тем более постановление мудрецов.
Возвращаясь к нашей ситуации, врач галахически поступил неправильно: изначально он не имел право оставлять отделение ради молитвы. если даже предположить,что больничная синагога находится рядом с отделением, он обязан был предупредить дежурный персонал, что в случае чего, его не только можно. но и нужно оттуда вытащить, как можно быстрее. Даже если бы он был посреди молитвы АМИДА, то обязан был бы остановиться там. где он был и бежать к пациентке. Лишь потом, освободившись после того, что осмотрел её и сделал все что нужно, он мог вернуться к молитве ( не будем сейчас уточнять, должен ли был бы он начинать молитву заново или с места, где прекратил, для данного материала это не суть важно). Еще одна возможность. которая у него была- э то помолиться в одиночку у себя в кабинете, что по крайней мере сэкономило бы как минимум, половину времени, необходимую для обычной молитвы в миньяне.
Хочу подчеркнуть еще один важный момент. Абсолютно не важно в подобной ситуации, какой национальности пациентка. Не касаясь чисто юридических и проефссионально этических аспектов работы врача, с точки зрения галахи, он обязан оказать помощь как минимум исходя из понятия "ШАЛОМ БЕН ААМИМ" (мира между народами) и "мифней эйва"(что бы не разжигать вражду). От себя добавлю еще некий мета-галахический фактор - все люди созданы по образу и подобию Творца, а в 145 стихе Теилим написано, что его милосердие на всех его созданиях.
Хочется надеяться, что таких неприятных ситуаций будет как можно меньше, а относительно конкретного случая, неплохо бы раву больницы "Рамбам", раву Каплану, провести в той или иной форме уроки для религиозного медперсонала, чтобы освежить в их памяти подобные вещи.