Особенности авдалы на вино на исходе ШАБАТ ХАЗОН

Jul 11, 2013 23:19

Мишна в трактате (Таанит 26,2) говорит что «накануне 9 ава не едят мяса и не пьют вино». Шульхан арух приводит обычай продлевать время запрета на мясо и вино(551,9: «Есть те, кто не ест мясо и не пьет вино в неделю на которую выпадает 9 ава, и есть те, кто добавляют с начала месяца ав, и есть те, кто добавляет с 17 тамуза»). Принятый обычай сегодня не есть мясо и не пить вино начиная с начала месяца Ав (и есть сефардские галахические авторитеты, которые облегчают, относительно самого дня Рош Ходеш. Исходя из всего вышесказанного, получается, что на исходе шаббата перед 9 беав, ШАББАТ ХАЗОН, уже нельзя пить вино. Возникает вопрос, а как же провести церемонию авдалы. Как всегда, мнения галахических авторитетов разделились: одно из мнений предлагает, что вообще проблемы нет, есть мнение, что предпочтительней дать выпить вино ребенку, еще одно мнение предлагает сделать авдалу на то, что называется ШЕХАР МЕДИНА, и последнее мнение предлагает использовать обычный виноградный сок.

По мнению Шульхан Арух 552 «можно пить вино авдалы и благословения на еду». Рамо пишет: «принято устрожать, чтобы не пить вино в церемонии авдалы и благословения на еду, а давать аленькому ребенку, а в случае, когда нету маленького ребенка, то может пить сам».

Причина разрешения пить вино авдалы заключается в том, что речь идет об траурном обычае, который евреи приняли на себя и изначально обычай не может возвыситься над заповедью (мнение Виленского Гаона).

Возможность дать вино маленькому ребенку тоже не безупречна. Во-первых, если существует запрет на питье вина, то с какой стати мы даем маленькому ребенку пить запрещенное? Во -вторых таким образом маленький ребенок, который освобожден от заповеди, может помочь тем, на кого заповеди распространяются в их исполнении?

Поэтому Маген Авраам делает вывод, что поскольку маленький ребенок еще не в состоянии скорбеть о разрушенном Иерусалиме, то на него не распространятся запрет на мясо и вино в неделю, когда наступает 9 ава, таким образом ему можно пить вино. С другой стороны ребенок должен быть в возрасте «гиль хинух»(6-8 лет), для того, чтобы можно было произнести для него благословение. То есть и подход Маген Авраама проблему не решает, а в определенной степени еще больше запутывает. Поэтому в результате были те, кто или облегчали, с тем, чтобы дать любому маленькому ребенку, не достигшему возраста бар-мицвы, либо предпочитали, чтобы все-таки взрослый выпил вино (Эшель Авраам и Алихот Шломо).

В трактате Псахим 107,1 обсуждается можно ли делать кидуш или авдалу на алкогольные напитки не из винограда. После долгих галахических споров, Шульхан Арух (296,2) приводит относительно кидуша спорные мнения, а относительно авдалы однозначно разрешает, хотя конечно же вино предпочтительнее.

Следующий вопрос, который у нас возникает - что подходит под определение ШЕХАР? У нас есть определение ХЕМАР МЕДИНА, то есть напиток, который принято пить в том или ином месте, но не для того, чтобы просто утолить жажду. По мнению автора респонсов галахот ктанот (1;9), этот напиток должен быть алкогольный .Сразу следует указать, что это не единственное мнение. Таким образом горячительные алкогольные напитки вполне подходят под определение ХЕМАР МЕДИНА, но при этом они должны быть достаточно распространенными (поэтому какие-то редкие и дорогие сорта виски и.т.п нам не подойдут). Безусловно это связанно с конкретным временем и местом, так например Хазон Иш в середине прошлого века предполагал, что в Израиле пиво не является ХЕМАР МЕДИНА. Сегодня он, скорее всего, постановил бы по-другому.

Есть галахические авторитеты, которые не считают, что напитки должны быть обязательно алкогольными. Так, например (Арух аШульхан 272,14) приводит обычай, связанный с особо тяжелыми условиями Восточной Европы 19 века, использовать в этих целях даже молоко или чай. Он приводил следующий довод «в таких северных странах, как наша, как известно вообще нет вина».

Этого же мнения придерживались Циц Элиэзер (8,17) и Игрот Моше (2,75). В то же время в Ябиа Омер ( 3, 19) выражается опасение использовать подобные напитки из-за опасения напрасно произнесенного благословления.

Поскольку в наше время, слава Богу нет проблем с вином, но зато есть много вопросов, что же такое ХЕМАР МЕДИНА, предпочтительнее все же использовать для авдалы вино. Поэтому галахические авторитеты последних поколений отвергли те послабления, которые приводил Арух аШульхан.(Хазон Иш, рав Ойербах и др.).

Важно помнить, что виноградный сок запрещен лишь на основании обычая даже во время трапезы сеуда мафсекет перед началом поста.(Шульхан Арух 552, 2 «яин мигато»). Поэтому, тот, кто делает авдалу на виноградный сок, сталкивается с гораздо меньшей проблемой его выпить самому и избавляется от необходимости дилеммы давать ли пить вино аленькому ребенку.

Да будет воля Творца, чтобы как можно быстрее исполнилось пророчество Зехарии и 9-ава превратилось в праздничный день, в который мы в третьем Храме, с полным правом будем есть мясо и пить вино (вино вне пределов Храма).

ХЕМАР аМЕДИНА, авдала, Шаббат Хазон, вино, ШЕХАР, обычаи траура, 9 ава

Previous post Next post
Up