Jun 15, 2013 23:12
Как известно галаха устанавливает, что человеку запрещено есть, прежде, чем он даст пищу своему животному (ШУА О.Х 167,18). Это учится из стиха в книге Дварим 11,16 который мы произносим во втором отрывке ШМА ИСРАЭЛЬ "И дал траву в поле твоем для скотины твоей и будешь ты есть и насытишься". Поэтому тот, в чьем владении есть животные, пища которых зависит исключительно от их хозяев, обязаны раньше дать им еду, а уж потом есть самим. При этом, несмотря на то, что в Торе написано "скотина", имеются ввиду так же птицы и рыбы, поэтому те у кого есть домашние птицы или аквариум. так же обязанны заботиться об этих представителях фауны (ШУ"Т "Шеелат Яавец" 21,17).
Галахические авторитеты разбирали вопрос, что делать с животными, которые принадлежат человеку. но которые могут сами найти себе еду. как например кошки или собаки, которые роются в мусоре или могут кого нибудь отловить ( по- крайней мере так было в прошлом). В таком случае, когда домашние животные могут найти себе еду сами, Тора не обязывает человека кормить их перед собой. Поэтому все зависит от конкретной ситуации: если домашнее животное может найти себе еду само, то хозяин освобожден от обязанности кормить его. прежде чем начнет есть сам, а если нет, то обязан.
В случае если животные привыкли есть в другое время, чем их хозяева, галахические авторитеты последних поколений постановили, что хозяин может есть и не давать им еду, поскольку когда Тора велела нам кормить животное, имелось ввиду. что это в то время. когда животное нуждается в еде. Но если в это время животное в еде не нуждается, то человек может есть, как обычно.
В случае, если человек оставил животному большое количество еды. достаточное на несколько приемов пищи, то все то время, что оп его предположению у животного есть достаточно еды, он может есть, когда хочет. То же самое происходит, если он поручил кому то другому кормить животное, то он может полагаться на то, что этот человек его накормит и есть, когда ему захочется ( Яд Эфраим).
Что же касается питья, то тут потребности человека стоят перед потребностями животного и э то учится в том числе из тиха в нашей недельной главе Хукат, Бемидбар 20,8 "И напоишь ты общину и скот их". Но если видно, что животное очень сильно хочет пить, то все равно нужно тогда раньше напоить животное.
еда,
Шульхан Арух,
домашние животные