Jan 11, 2013 22:36
Недавно столкнулся с интересным вопросом, галахический ответ на который зависит даже не от мировоззрения отвечающего, а от того, какую из областей галахи он хочет применить. Вопрос был такой: человек с Б-жьей помощью прошел все этапы гиюра (бейт-дин, миква), еще до прохождения гиюра, во время учебы, человек разделил свою посуду, как того и требует галаха.Сейчас у него возник вопрос: может ли он продолжать пользоваться этой посудой, или ему нужно её откашеровать и окунуть в микву? Уточню, что у человека не было и нет еврейских родственников проживающих вместе с ним, и он не относится к галахическому определению- ЗЕРА ИСРАЭЛЬ. Другими словами, это гер цедек, бывший до этого неевреем ЛЕМЕАДРИН :-)
Среди галахических авторитетов существует два мнения по этому вопросу.Как я уже писал, этозависит прежде всего, с какой стороны мы смотрим на этот вопрос. И смотреть тут можно двояко: с одной стороны-то, что касается приготовления пищи неевреями, и все что связано с нееврейской посудой, а с другой стороны, это можно рассматривать через призму наследования гером нееврея. Дополнительный фактор, который требуется учитывать- статус человека в процессе прохождения гиюра и его намерения при соблюдении заповедей в то время. С Б-жьей помощью постараюсь объяснить оба подхода.
Начнем с нееврейской посуды и приготовления пищи неевреем. Эти темы разбираются в "Шульхан Арух" в части "Йоре Деа". Нас будет интересовать раздел 113, подраздел 16. Там сказано ( перевод мой, смысловой) что все, что приготовлено неевреями даже в кашерной посуде, становится некошерным, (если не соблюдаются определенные условия-еврей зажег огонь и поставил посуду на огонь, а по мнению РАМО достаточно только зажечь огонь). Исходя из этого получается, что посуда такого человека, поскольку он был еще неевреем, требует и кашерования и окунания, после прохождения им гиюра.Более того, требует окунания даже посуда, произведенная евреями. поскольку находилась в нееврейском владении.
Эта позиция исходит из того, что безусловно важно и нужно, чтобы человек проходящий гиюр учился соблюдать заповеди еще в процессе, но поскольку он с точки зрения формальной галахи, еще не обязан их соблюдать, то соответственно они не имеют для него обязательного статуса, и с принятием гиюра, он должен заново откашеровать свою кухню.
Как часто бывает, выше приведеное мнение не единственное, и есть спор между галахическими авторитетами на эту тему.Есть галахичекие авторитеты, которые подошли к этому вопросу, рассматривая его с точки зрения другой части "Шульхан Арух", а именно "Хошен Мишпат", раздел 276. В нем рассматриваются законы наследования, в том числе законы о наследовании гером нееврейских родственников.Еще мудруцы Талмуда постановили, что гер наследует так же, как если бы наследовал до того, что прошел гиюр. Объяснением этому было опасение чтобы такой человек не вернулся в нееврейский мир, в случае, если не будет иметь права наследования.Такого же мнения придерживается и Рамбам в Мишне Тора, в законах о наследовании, (6,11).Немножко отвлекусь от темы, но там же Рамбам постановляет, что гер не может наследовать другого гера( не думаю, что многие это знают).
Таким образом получается, что фактически, человек прошедший гиюр, как бы наследует самого себя, все свое имущество и в том числе собственную посуду. И тогда ему не нужно её заново кашеровать и окунать(в случае, если до этого это было конечно сделано).При этом учитывается так же и то, что когда он кошеровал свою посуду еще до гиюра, делал он это с намерением "во имя гиюра", а не просто, потому что ему делать было нечего.
Более того, я сам слышал от рава Хаима Ирама, который является живой энциклопедией по гиюру в нашем поколении, что даже, когда человек, еще не прошедший гиюр, готовит себе кашерную еду в кашерной посуде, то такая еда для него не считается нееврейской ( но не для других).
Если кого-то интересуют источники и кто из галахических авторитетов придерживается этого мнения, то могу порекомендовать Рава Гедалью Фельдера, автора респонсов "Йесодей Йешурун" из Торонто. Его можно сравнить с равом Моше Файнштейном, но в Канаде.
Что происходит на практике? И из своего опыта, и из опыта своих бывших коллег (р.Э.Тальберга, И.Раз), а так же из бесед с равом Хаимом Ирамом и бывшим даяном, равом Гидеоном Перлом- от прошедших гиюр не требуется заново кошеровать и окунать посуду. Насколько мне известно, лишь бейт дин рава Вазнера в Бней Браке это требует. По словам рава Перла, рав Авраам Шапиро зц"л, бывший главный раввин Израиля, так же считал, что нет необходимости в этом устрожении.
Безусловно, в случае, если речь идет ситуации, когдаесть семья и один из супругов проходит гиюр, а второй еврей,ситуация более легкая, т.к. можно считать, что посуда еврейская. На эту тему есть мнение галахических авторитетов. что если нееврей готовит пищу в доме еврея, тут нету опасения бишуль гоим, поскольку это происходит у него дома и нету опасения. что он его накормит чем-то не тем, а так же опасения жениться ( это уже и так произошло). В данной ситуации может быть достаточно, чтобы еврей лишь зажигал огонь, по мнению РАМО. Более подробно можно посмотреть в респонсах рава Овадии Йосефа (Алихот Олам, часть 7 стр. 20 или в Ихвэ Даат, часть5, раздел 54).
бейт дин,
кашерование посуды и кухни,
рав Гедалия Фельдер,
Шульхан Арух,
гиюр