Не туристические Кижи. Часть 1.

Sep 04, 2013 13:22



Возвращение в Санкт-Петербург всегда не простое дело. Конечно, поездки бывают интересные и скучные, удачные и неудачные. В любом из этих случаев, в Питер я еду как манную кашу ем - без желания, но ем. А бывают поездки волшебные. Они бывают редко - волшебство не может быть регулярным.


И так, Кижи!

Среднестатистический турист может находиться на острове не более 3 часов за раз. Так уж устроена навигация. Палатки ставить на острове запрещено, местных жителей почти нет, поэтому и остановиться негде. Остров, в сравнении с тем же Валаамом, маленький, но вдумчиво обойти его за это короткое время 2-3 часа не получается.

Я попала на остров на 6 дней в рамках летнего Университета, благодаря своим друзьям-товарищам, для подготовки двойного праздника Дня Кижской волости и Яблочного спаса.

Сказ будет построен хронологически пережитым мною дням.

Первый день

С корабля на бал мы пошли в кижский музей в Петразоводске на выставку «Ситцевый платок конец XIX-начало XX веков». Здесь представлено 3 основные мануфактуры рубежа веков:

Покровская мануфактура

Характерные черты таких платков - ручная набивка на светлом фоне (бежевый, кофе с молоком), цветы и плоды изображены реальные: шиповник, роза, герань или виноград.


Технически рисунок на платок, не только покровской мануфактуры, наносится манерами и светками. Манеры - печать на деревянной основе - как правило, трехслойная основа с конкретным узором, который изображает контур. Использовались несколько десятков лет.

Светки - печати, которыми наносился именно цвет. Цветов в платке использовалось в среднем 16-21 шт.

Мануфактура Барановых

Основные характеристики этих платков - ярко-красный или алый. Изображались нереальные цветы и чрезмерно яркие цвета.


Барановыми была придумана хитрость: они наносили рисунок на платок только по диагонали, потому что женщины все рано складывали платок, одевая на голову или плечи. Это было сделано, в первую очередь, для экономии.


Рисунок. Зачастую, художники отходили от истинно русских мотивов и рисовали узоры, больше характерные для стиля модерна, что оправданно актуальностью стиля на тот момент. Изображали растительный орнамент, раковины и прочее.

Мануфактура Посылина

Характерно темные цвета. Часто именно темные платки одевали для молитвы.


Праздничный головной убор, расшитый бисером и жемчугом. Кстати, жемчуг, на рубеже XiX - XX вв. добывали в карельских речках.




Похоронный костюм рубежа веков (слева). Он черно-белый. До XIX века включительно цветом скорби считался белый цвет. На рубеже веков стала приходить мода из Европы и понятие того, что черный цвет - цвет скорби, а не белый. По этому костюму четко читается переломный момент - значение цветов.

Есть экспонат, который показывает южную традицию - ношение паневы. Панева - юбка с запахом, которую носили только южные женщины. Ношение в сарафане, в целом, северная традиция.


4 способа ношения платка. Здесь показаны три.


Четвертый способ - платок под горлом, сколотый брошью. Такой способ предпочитали староверы, дабы боялись узлов - знака нечистой силы. В любом случае, под платок одевался или пришивался подшальник. Это делалось для того, чтобы не обтрепался платок, так как был очень дорогой. О стоимости платка: на рубеже веков платок стоил 2-2,5 рубля, в то время как корова стоила 4 рубля. В переводе на сегодняшние дни, платок стоит как простенький автомобиль. Наташа Гончарова была известна своим дорогим приданным, самым дорогим из которого, был именно платок.

Архитектура

Знание, которое мы получили в первую очередь, касалось типов карельских домов. Три типа планировки: кошель, брус, глаголь.

Кошель. Самый распространенный тип крестьянского дома, в котором хозяйственные постройки примыкают к боковой стене жилья, здание перекрыто двускатной несимметричной крышей, вершина крыши проходит не над серединой дома,а по оси жилой части. Дом стоит на подклете.

Например, дом Ошевнева


Ярким примером карельской избы типа «кошель»является дом зажиточного крестьянина Ошевнева. Построен он 1876 году для его семьи, состоявшей из 25 человек. Этот дом включает в себя 3 избы - две на втором этаже и одна на первом, связаны они между собой «белой» лестницей. Нижние сени являлись кладовой, а верхние - светлые, использовались летом как дополнительное спальное помещение. На чердаке расположена светёлка. Жилище на уровне второго этажа с трёх сторон опоясывает балкон-гульбище. Общая площадь дома 396, а жилых помещений 143 квадратных метра. Глядя на такое строение, особенно в ненастную погоду, поражаешься мудрости крестьян, ставивших в условиях натурального хозяйства дома, в которых жилые и хозяйственные помещения находятся под одной крышей. И можно было, не выходя на улицу, ухаживать за скотом и выполнять другую хозяйственную работу. (с)

Брус. Тип крестьянского дома, где сени и двор-сарай поставлены друг за другом и образуют как бы прямоугольный брусок, перекрытый двускатной симметричной крышей. Сени разделяют избу на две неравные части: меньшая - жилая, большая - хозяйственный двор. Дом стоит на подклете.

Глаголь.  Внешне напоминает кошель, можно спутать. В глаголе хозяйственные помещения поставлены под прямым углом к жилой части, в плане имеет вид буквы «Г».

В постройках, действительно, о том, что я слышала ранее, не использовались гвозди. Был принцип «Строить по венцам».

Брёвна в срубе укладываются одно на другое («в клеть»), а в углах соединяются «в чашу» (или «в обло») - с выступающими концами брёвен, - либо «в лапу» (или «в зуб») - без выступа, - а также другими соединениями. Один ряд сруба называется венцом.

Была строительная поговорка: Если бы не клин и не мох - плотник бы сдох. Считалось, что все нечеткости можно было исправить именно клиньями и мхом.

Еще бытовал термин «Царский угол» - это обшитый \ облицованный внешний угол дома.

Вся архитектура была ориентирована принципам Ветрувия: польза, прочность, красота.

Узоры на деталях  дома - это не только эстетическая составляющая, но и обереги. Узоры обычно делали на причелинах (детали под крышами. Как бы при челе - «на лбу» дома). Причелины имеют и практическую пользу - это и защита от влаги.

Узоры также делали на полотенцах. Полотенце также имеет практическую необходимость - оно закрывало стык свода.

Узоры, естественно, символизировали различные стихии. Например, треугольник - земля, солярный знак - солнце, волны - вода, крест с углами - вспаханная земля. Дом очень антропоморфен, он имеет множество деталей, которые похожи на части тела человека. Например,

Око - окно

Ступни - ступени и пр.




У меня произошел разрыв шаблонов. Я всегда думала, что изба - это отдельно стоящее здание, но на самом деле в карельском доме изба -  это помещение, комната. Название идет от «истьба», «истопить», где тепло и светло.

Интерьер карельского дома:

Светец у двери. В заонежском домена припечном столбе.

Юбка поверх люльки - оберег.


Ходунки для малыша


Карельская роспись. Исконно было мужским занятием. Сейчас, конечно же, женское. Роспись свободной кистью, то есть без предворительного контурного рисунка. Прекрасная краткая лекция  про карельскую роспись здесь





Второй день

Сегодня мы отправились туда ради чего приезжают на остров - к погосту.


Название Кижи (правильно ударение на первый слог - кИжи) имеет две версии происхождения. Первая, от карельского «kizat» (кижать) - игрища,  потому как в древности на острове находилосб языческое свяилище. Вторая версия указывает на карельское слово «кииджи» - водный мох, который растет здесь, которым утепляли дома, в том числе, Преображенскую церковь кижского погоста.

Преображенская церковь (1714 г) - летняя церковь. 22 главы. Сделана по аналогии с анхимовской (Покровской) церковью, которую в восстановленном варианте можно увидеть в Невском лесопарке в Санкт-Петербурге.


Церковь весит 600 тонн. Пропорции церкви взяты с ели - органичность и соизмерность с природой - характерная особенностью для карел. Устройство церкви - 7 поясов, 3 восьмигранника (большой, средний, малый).

Материал, используемый для церкви - осина. Осина очень красиво отражает солнце, красиво смотрится  в закат и рассвет, устойчива к осадкам. Главы (купола) были в свое время раскрашены. Надо сказать, что и сама Преображенская церковь была покрашена в белый цвет - попытка создать эффект белокаменных стен - московское влияние.

Есть легенда о мастере Нестере, который построил церковь. По завершению постройки он забросил топор в Онежское озеро со словами «не было, нет, и не будет такой церкви».

К сожалению, имена мастеров церкви не известны.

Внешнюю фактуру куполов создает лемех. Лемех крепился на главку на легеля - деревянные прародители гвоздей. Забегая вперед, хочу сказать, что на острове есть мини-экспозиция, которая показывает этапы создания той или иной детали. В частности, и главки.


Церковь была закрыта на реставрацию в 1983г. В 1985 были сняты интерьеры. В 2000 году была запущена полная реставрация. Сейчас церковь стоит на домкратах и другие строй установки. По сути, тело церкви висит в воздухе.

Покровская церковь (1764 год). Зимняя церковь с 9 главами. Внутреннее устройство: сени, столовая, церковь, алтарь.





Иконостас не типичный для православных церквей - деисиусный и праздничный ряды переставлены местами. Это, кстати говоря, северная традиция, и, соответственно, делалось это осознано.

Звонница (1874 г). До 1862 здесь была шатровая колокольня, которая была «срыта за ветхостью».

Заонежский дом

В отличии от карельского дома светцы и рукомойник находится у припечной трубы, а не у входа. Люди всегда уезжали на заработки в Санкт-Петербург. Была даже присказка: «От каждого порога в Петербург дорога». Привозили помимо денег и зеленых змиев - алкоголь, табак. Говорят, что до того, как люди стали ездить на заработки, в заонежских деревнях не было вредных привычек, во что мне с трудом верится.

Есть поговорка: «9 месяцев зима, 3 ждем лета».

В доме любого района дальний левый угол назывался красным. В нем хранили самое дорогое. В заонежском доме можно увидеть сундук странной формаы. Это сундук-подголовник. По принципу «все свое беру с собой», с этим сундуком ездили в город. В нем хранили самые необходимые вещи и, в часы отдыха, использовали как подголовник, соответственно.

Заонежцы использовали в хозяйстве 2 типа лодок: кижанка (длина 4-6 м) и сойма (8-10 м).

На Кижах было в свое время 14 деревень. Все разного размера от 1-2 дворов до большего количества.

Мы жили в доме Ананьева в деревне Ямка.
Деревня Ямка основана в 1560-х годах. В архивах есть упоминание, что короткое время она называлась Трофимовская. Деревня состояла из 10-12 домов.  Иногда для экономии места под посадки, а земля здесь плодородная от шунгизита, деревни переосили на материк или на соседние острова.


Дом купца Ананьева. В доме жили 25 человек.



Деревня Васильева.
Западная часть Кижей. Малодворная и названа по фамилии тех, кто жил здесь в начале XX века.



Дом купца Васильева. В доме жили 6 человек.



Нариьна (или Марьина) гора - самая высокая точка Кижей. Существует легенда, связанная с этой горой.  На горе стоит часовня Спаса Нерукотворного (XVII-XVIII века), привезенная из деревни Вигово. Она поставлена на месте часовни Святого Духа, сгоревшей в послевоенные годы и принадлежавшей жителям соседней старинной кижской деревни Ямка. Есть легенда, связанная с этой горой и она, конечно же, о любви, хоть и несчастной. Жили молодые люди. Её звали Мария, а его не знаю. Они любили друг друга. Потом он уехал на заработки в мой родной город Санкт-Петербург. Она каждый вечер приходила на гору и высматривала его с горы. Но он не ехал. Не ехал, не ехал и не приехал. Вот такая гора ожидания и любви.


Если продолжать тему легенд, то есть легенда о доме на окраине деревни Ямка. Звучит она примерно так:
На игровой беседе (сейчас бы мы сказали «на вечеринке») две девушки вышли из избы в сени, что бы отдохнуть и вдруг к ним подошел человек, но у него был хвост и рожки. Они испужались да застыли. Человек говорит им: «Бегите и не оборачивайтесь!» Девушки быстро выбежали из дома и побежали куда глаза глядят. Бегут и слышат грохот, плачь детей, оры. Они все же обернулись и увидели провалившийся под землю дом, а сами превратились в две ели.
Легенда связана с особенностями рельефа острова. Дело в том, что на нем имеются воронки глубиной до трех метров. Они образовались в результате вытаивания глыб льда. Когда-то на месте одной из воронок стоял дом, где молодёжь, вопреки обычаям, слишком часто устраивала вечеринки, за что и поплатились J

Третий день

Дом в котором, за редким исключением, мы были каждый день на различных занятиях, это дом Ошенева. Дом построен в 1876 году.


В этом доме проводится живая экспозиция для туристов. Мастерицы показывают туристам и интересующимся «как это было». Есть пряхи, которые при вас прядут и рассказывают о данном деле. Прядение - это зимнее занятие или занятие для темного времени суток. По нитке определяли будущую жену. Если ниточка тонкая и ровная, то жена будет ладная, а коли неровная нитка, то и жена будет не из лучших. Девушки определяли свою судьбу по нитке: если ниточка идет ровненько, то жизнь будет счастливой, а если неожиданно рвется, то болезнь или смерть подстерегает пряху.  Пряли из шерсти или льна. Изо льна нитка получается тоненькая. Из шерсти она толще. Как рассказывают девушки-мастерицы: «Бабушки делали шерстяные нити такие тонкие, что они пролезали в игольное ушко».

Прялка определяла признак богатства, поэтому их расписывали да как можно красочнее, но все той же карельской росписью. По прялке определяли ленивую и трудолюбивую жену.  По этой причине на бесёды приносили прялки - сбор девушек в одном доме был под предлогом занятия прядения. В тот же дом, где собирались девушки приходили молодые люди для того чтобы высмотреть себе невесту. Зимой было поверье кататься на днище прялки - использовались как сани. Да и в принципе, катание на прялке было добрым знаком.



Украшения девушки делали из жемчуга. Жемчуг добывался мужчинами на плотах в Онеге. Найденный жемчуг из-за размера складывался за щеку, а не в корзину. Можно предстаить сколько же его было съедено!

С 19 века стали делать их из бисера. Делали очень крепкие жгуты из бисерной нити - бусы, ажурные бусы и серьги-бабочки.

Досюльная (то есть дошедшая до сих дней) вышивка - заонежская вышивка. Заранее рисунок не прорисовывался. Весь рисунок делался по наитию. Вышивали обереги и охранительные знаки - женщина, утка и пр. Отличительная черта данной вышивки - двусторонность.


Ткачество. Ткали только 40 дней в период Великого поста. Начало и конец полотна - сокральные моменты - символизировали зачатие и смерть. При мужчинах и посторонних людях не начинали и не заканчивали полотно.

В ткачестве всё (!) делала только женщина, кроме посадки льна. Лен сажал мужчина. Делал это он без портков. Ходил и сеял - олицетворение момента зачатия.

Пудожский сектор

Перевезенная Пудожская деревня. Здесь улично-рядовая планировка. Улица была удобна и для купцов, которые продают, и для жителей, которые покупают. У заонежцев планировка деревень околоводная, потому как основной транспорт был водный. Основное занятие пудожцев: льноводство, собирательство, охота, земледелие, в частности подсечное дело. Подсечное дело - вырубалась часть леса, которая возделывалась. Получался очень плодовитый участок земли, который давал отличный урожай и следующие 2-3 года. Потом, как правило, землю меняли. Зачастую вокруг таких полей устраивались деревни. Льноводство - сильная сторона пудожцев. Благодаря этому делу в 1789 году Екатерина II присвоила Пудоже звание города в награду за то, что льняные произведение пудожан занимали  первые места на всемирных выставках в Европе, поэтому в 1792 году у города появился свой герб, изображающий стог льна. Затем в городе наступил упадок и к 1796 году с Пудожи сняли статус города, вернулся он только в XIX веке.

В Пудожи дания не типичны для Заонежья. Дома на подклетах (подвал). Дома - срубы - 2 сруба для хозяйственной и жилой частей. В пудожской деревне есть тип дома брус с заднюхой. В заднюхе жили старики, а в зимнее время и вся семья.



Пудожцы ездили в города. Привозили городскую моду на интерьер. Например, как шкаф-перегодка, который отделял бабий кут (женский угол)для создание интимности. Картины на стенах.

Пудожская вышивка - пудожская пестреть. Использовалось несколько цветов. Явное влияние каргопольской вышивки.

Остальные дни с четвертого по шестой здесь http://shunas.livejournal.com/43268.html

Карелия, Кижи, travel

Previous post Next post
Up