Гендиректор «Почты России» Александр Киселев отправлен в отставку. Минкомсвязи своим приказом от 19 апреля назначило на эту должность Дмитрия Страшнова, который до недавнего времени возглавлял Tele2, это российская «дочка» шведского сотового оператора.
Контракт с Александром Киселевым должен был закончится в 2014 году, однако слухи о досрочной отставке появились еще месяц-полтора назад. Официальное решение о смене руководства принято на фоне скандала буквально международного масштаба. В середине апреля в столичых аэропортах скопилось около 500 тонн почты, прибывшей из-за рубежа. В «Шереметьево»перегруженными оказались не только склады самой почты в аэропорту, но и наземных служб, снимающих грузы с самолетов. И те попросту отказались принимать от перевозчиков мешки и контейнеры с корреспонденцией и посылками, пока завалы не будут разобраны. В результате почта для россиян стала накапливаться уже по ту сторону границы - в международных аэропортах других стран.
Случилось так, что за последние несколько лет основными клиентами почты стали не пенсионеры, а самая что ни на есть активная часть населения - молодые люди, пользующиеся Интернетом. Народ распробовал выгоду покупок в иностранных онлайн-магазинах, и заказывал товаров столько, что объемы международной почты росли на 100% в год. Покупки, заказанные к Новому году, российская почта смогла доставить только к марту. А нынешний завал, как говорят, связан с распродажами, которые иностранные интернет-магазины проводили в конце зимы - начале весны.
Никудышняя работы почты стала чуть ли не темой №1 на просторах российского Интернета. Тут и жалобы, и язвительные шутки, и видео с горами неразобранных посылок и некорректным поведением почтовых служащих.
Но винить во всех бедах менеджмент предприятия вряд ли уместно. За последние двадцать лет государство практически ничего не вкладывало в развитие и модернизацию «Почты России», лишь отчасти покрывало ее убытки. Тем не менее руководству удалось стабилизировать финансовое положение. Так, если с 2006 по 2008 год «Почта» принесла 8 млрд. убытка, то в 2009 - 2012 годах, когда предприятие возглавил Александр Киселев, прибыль составила около 2,5 млрд. Начал обновляться транспорт, реконструироваться почтовые отделения, многие из которых не знали ремонта еще с советских времен. Заработали современные автоматические сортировочные центры в Москве и Петербурге.
Однако, чтобы наладить работу, таких центров по всей стране нужно построить около 40, а обновление транспорта и инфраструктуры проводить быстрее. Но большая часть прибыли «Почты Росии» уходит на зарплаты работников. Зарплаты, кстати, на почте очень малы, а стало быть предприятие столкнулось и с некомплектом штата и жесточайшей текучестью кадров.
В такой ситуации руководство делало все, что могло, чтобы уберечь почту от окончательного развала. И вряд ли смена начальства поможет быстро вывести «Почту России» из кризиса. Прежде чем она заработает нормально, потребуется еще много времени, инвестиций и непростых решений.