Работа для наймитов

Sep 03, 2010 21:10

Если вглядеться в деятельность набившей в последнее время оскомину кампании «Говори правду», создаётся впечатление, что людей для реализации её глобальных инициатив можно находить просто - по объявлению в газете. За деньги. Быть активистом для этого необязательно.
За весь период своего шумного присутствия на общественно-политическом поле страны, кампания «ГоП» запомнилась несколькими направлениями деятельности. Если проанализировать, что там к чему, честно говоря, создаётся не самое благоприятное впечатление.
Хотя кампания и позиционируется как независимая, и воспринимается, как оппозиционная, однако навязчивое ощущение, что вся их «работа» кладёт политические очки в копилку режима Лукашенко, попросту не даёт покоя.

Судите сами…
Прямая помощь режиму
Самой первой инициативой «Говори правду» было собственно… говорить правду. Напомним, кампания стартовала с республиканской акции, в ходе которой гражданам предлагалось заполнить соответствующую открытку с логотипом «ГоП», где описать все проблемы, которые хотелось бы рассказать власти, и отправить это дело в… Администрацию президента.
Что и говорить, инициатива ценная. С точки зрения общественной либо политической работы - абсолютно бессмысленная. Она не даёт возможности даже самим реализаторам узнать о реальных проблемах населения, прочувствовать их. Не даёт возможности недовольным гражданам усилить белорусское гражданское общество - поскольку обратная связь идёт не в ГО, а в АП (администрацию президента). Она не консолидирует граждан, но лишь даёт «отдушину» - возможность написать президенту. Как будто без открыток «ГоП» граждане такой возможности не имели.
Между тем, обратим внимание на тот факт, что перед любыми избирательными кампаниями в стране власть сама всегда проводит подобные мониторинги: гласно и негласно собирает сведения о проблемах, выслушивает жалобы, а потом принимает меры.
И что получается? Сами организаторы акции даже об одной проблеме в результате своей кампании не узнают. Какие же общественные или политические дивиденды может получить гражданское общество Беларуси, если нет даже возможности поднять ту или иную проблему?
Зато весь поток жалоб хлынет в Администрацию президента. Таким образом, он будет, во-первых, надёжно скрыт от глаз сторонней публики. И, во-вторых, АП будет иметь возможность на них реагировать! Таким образом, улучшая имидж белорусского диктатора и свой собственный!
В общем, если говорить по-существу, то часть демократического «актива», примкнувшая к «ГоП», попросту взяла на себя непосредственное осуществление одного из мероприятий предвыборной кампании Лукашенко.

Легитимизация нелегитимного

Ещё с одной, весьма показательно инициативой, лидер «ГоП» Владимир Некляев выступил совсем недавно, и уже приступил к её реализации.
Придумал, значит, поэт попасть на очередное Всебелорусское собрание. Чтобы было до конца понятно, о чём речь: Всебелорусское собрание - это такое квази-народное вече, которое созывает нелегитимный президент перед каждыми своими выборами на очередной срок. Состоит оно из людей сплошь «проверенных» и "надёжных” и занимается тем, что принимает консолидированные решения об одобрении планов Александра Григорьевича на очередную пятилетку, а также поддерживает его главный план: на эту самую пятилетку в должности президента и остаться.



Пикантность ситуации в том, что статус Всебелорусского народного собрания ни в одном законе не прописан, его решения не имеют никакой юридической силы. По сути это - сбор инициативной группы Лукашенко. А также трибуна для него же. Нелегитимное собрание для нелегитимного президента.
И вот, что придумал Некляев. Он и его команда будут массово собирать подписи за то, чтобы лидера кампании «ГоП» зарегистрировали в качестве делегата на это «народное собрание». Сколько хотят собрать подписей граждан - не знаем. Знаем только, что во всех регионах идёт активное создание таких групп сборщиков. Значит, сколько-то да соберут.
Честно говоря, на месте Лукашенко, Некляева на собрание стоило бы пустить. Пусть бы он там один голосовал «против». Зато, как делегат собрания, прошедший регистрацию, он признал бы его полномочия! И он обязан был бы признавать все его решения!
Выдвинувшись предписанным порядком на Всебелорусское собрание, В. Некляев фактически становится его полноправным участником. А это, в свою очередь значит, что, как бы он там ни голосовал и что бы не говорил, собрание будет им легитимизировано, признано правомочным.
Решило собрание выдвинуть Лукашенко на четвёртый срок? Замечательно. Один был против? Некляев? Ладно, бывает, всегда находится кто-то, кто «против», победила точка зрения большинства - демократия! Некляев презентует солидную часть оппозиции (купленной большими зарплатами)? Ещё лучше: общество наконец-то начало объединяться вокруг вождя.
Вот и весь сказ, вот и все последствия такого шага.

Подлог и дискредитация оппозиции

Ещё один серьёзный шаг, бросающий тень на всю «ГоП»-команду - завершившаяся не так давно скандалом акция по сбору подписей за переименований некоторых белорусских улиц в честь писателя Василя Быкова. Сбор подписей также инициировал «ГоП».
Что там был за скандал. Там было объявлено, что собрано 100 000 подписей (к слову, как раз столько, чтобы зарегистрировать кого-то, хоть даже и самого Некляева, кандидатом в президенты. Словно суть акции, мотив для использования святого для каждого белоруса имени, были в том, чтобы доказать кому-то свою состоятельность).
В общем, заявили, что собрали. И, когда пришло время подавать, заявили что… подписей нет! Их украла власть!
Сама по себе эта история слишком путанная, чтобы здесь делать какие-то однозначные выводы. Само собой, в Интернете моментально стали появляться комментарии о том, что, раз «украли», то подписей и не было. Помните «Операцию Ы», где факт недостачи скрывался за ограблением?! Схема старая, советская.
«ГоП» бросился в оправдания. Якобы, у них сохранилось 5000 подписей, а копии остальных (а почему «остальных», почему не всех? Ждали, что украдут именно эти 95 000?) - в отсканированном виде. Для того, чтобы убедить в этом общественность, созвали специальную пресс-конференцию, куда были приглашены многие журналисты многих известных изданий.
И вот тут-то начинается, как говорится, «пошла плясать губерния». Ну вот, казалось бы, собрали - предъявили. Но не всё так просто. Очень скоро выяснилось, что журналисты как-то не договорились между собой, как же им подписи предъявили. Одни писали, что подписные листы были складированы в многочисленных чёрных коробках с надписью «Знак бяды», которые составляли фон мероприятия. Ладно, но комментаторы в интернете усомнились: там могли лежать копии всё тех же 5000 имеющихся подписей - или журналисты сверяли все листы?
Позже вообще прошёл слух, вроде как один из журналистов - участников брифинга, рассказывает, что коробки были пустыми! Но это только слух, мы же анализируем факты.
А вот сайт Объединённых Демократических Сил Беларуси и вовсе выдал свою версию, как проходила демонстрация. В отчёте о мероприятии было написано, что, мол, отсканированные копии подписных листов в присутствии журналистов выводились на принтере на печать.
Хотелось бы посмотреть на того журналиста, который, видя поблизости накрытые для банкета столы (а наличие таковых подтверждено самими журналистами), стал бы принципиально возле принтера и ждал бы дня 4 примерно, пока все листы распечатаются.
В общем, с «демонстрацией» вышло как-то странно. Она-то вроде и была, но противоречий столько, что впечатление создаётся, что была там не так демонстрация, как банкет.

Политическая клоунада

Есть замечательная поговорка: «Хороша ложка к обеду». А ещё есть устойчивое выражение «из пушки не стреляют по воробьям». Выражение, которое можно читать и наоборот: из рогатки не стреляют в слонов, например.
Уже ни у кого не вызывает сомнения, что кампания «Говори правду» затеяна под президентские выборы. Сам её начальник, поэт Владимир Некляев, вроде как официального заявления по этому поводу и не делал, однако ведёт себя, словно капризная девушка: я ничего не обещаю, но и далеко не ухожу. Участвует в различных круглых столах по определению «единого кандидата», договаривается с другими претендентами (как, например, с Ярославом Романчуком) о взаимопомощи в предстоящей кампании. В общем, вроде как идёт, но - «не обещаю».
А параллельно с этим «иду, но не обещаю», в регионах кампания начала процесс раскрутки путём… социальных кампаний.
Слов нет. Социальные кампании - это хорошо. Это очень хорошо. Но - под местные выборы. Не больше. Когда же человек заявляет о своих президентских амбициях, то первое, что может интересовать избирателя: есть ли у него потенциал для управления страной? Образование? Команда? Опыт? Программа? А-а-а, нету… Стихи писал? Молодец, конечно, но для президента - жидковато.
Вот в Бресте собирают подписи за уборку подъездов там, покраску лавочек, что-то такое. Как это позиционирует будущего кандидата в президенты Владимира Некляева? Программа развития Беларуси у него есть? Экономическая, например. Нет. Сам г-н Некляев по этому поводу заявил, что поддерживает программу того же Романчука. Позвольте, но почему тогда избиратель должен проголосовать за Некляева, поддерживающего Романчука, а не за самого Романчука, программу разработавшего?
Опыт госуправления, команда квалифицированных кадров есть? Нету. Электоральный рейтинг есть? Этим только Милинкевич может похвастаться. А что есть? А есть в активе кампании по решению проблемы уборки подъездов.
Белорусский избиратель - не дурак. Более того, в силу того, что он находится ещё на стадии низшего уровня политической культуры, он - особо умный. Без иронии. Он читает программы. Задумывается. Не о Лукашенко - Боже упаси! С ним всё ясно: кто-то навечно подарил ему свой бюллетень, а кто-то на дух не переносит. Об альтернативе. Присматриваясь к новым политическим фигурам, белорусский избиратель оценивает его потенциал как будущего руководителя державы.
«А, это тот, которые подъезды убирал?! Ну, спасибо ему, но не каждая уборщица может управлять государством», - думается, примерно такова будет реакция среднего белорусского выборщика на кандидатуру Некляева после его «локальной» раскрутки.
Потому что президентские амбиции - это большая политика, а локальные кампании - это локальная политика, и из пушки не стреляют по воробьям. Как и из рогатки - по слонам.
И реализация «ГоП»ом локальных кампаний как метод «раскрутки» в преддверии президентских выборов говорит лишь о том, что оппозиции пытаются подсунуть «кандидата-пустышку», за которого люди голосовать не будут, и которого всерьёз воспринимать также не будут. «А, это тот, который подъезды убирал?» - это примерно то же, как про Козулина говорили: «А, это тот, что морпех?». Сомнительно, в общем.
Зато налицо другая, весьма осмысленная «ось» кампании «Говори правду»: за большие деньги скупается оппозиционный актив, который вканун президентских выборов «уводится» из большой политики и оттягивается в политику локальную - лавочки красить.
Вот с этой точки зрения все описанные процессы имеют большой практический смысл. Однако почему-то опять - в кассу режима!

Реальное «отбеливание»

В своё время другой оппозиционный лидер, Александр Милинкевич, единственный оппозиционер, имеющий реальный электоральный рейтинг, наслушался упрёков и даже получил от недоброжелателей прозвище «Отбеливатель» только за то, что высказывался против введения в отношении Беларуси экономических санкций, поскольку они могли повлиять на качество жизни простых людей.



Милинкевича обвинили в том, что он «отбеливает» режим, и пытается содействовать его легитимизации на Западе. Понятно, что всё это полная чушь, однако проплаченные спецслужбами интернет-комментаторы и агенты влияния не устают повторять сиё до сих пор.
Зато как-то пропустили они факт реального «отбеливания» диктатора, который имел место в совершенно недавнем прошлом - всего несколько дней назад.
Вспомнит ли кто-нибудь, чтобы лидер «Говори правду» Владимир Некляев делал какие-то содержательные и острые политические заявления? Всё больше про личное, творческое, про «люблю Беларусь», а вот политики как-то новый оппозиционный вождь избегал. Избегал до поры до времени.
Несколько дней назад В. Некляев проводил он-лайн конференцию на сайте белорусской газеты «Наша Ніва».
Там-то поэт и сделал своё фактически первое весомое политическое заявление.
В частности, было сказано о том, что при определённых условиях нынешнему белорусскому диктатору Александру Лукашенко можно будет поставить памятник. Какие это условия? Условие одно: если он поймёт, что надо уходить, и не мешать будущему тех, кто может поставить ему нормальный памятник.
Думаете, это шутка? Поставить памятник человеку, которого подозревают в убийствах политических оппонентов, на чьей совести надругательство над Конституцией, растоптанные судьбы миллионов, демографический кризис, огромные внешние долги, практически уничтоженная национальная культура и язык, выжженная земля в общественном секторе, загнанные в подполье средства массовой информации, расцвет коррупции, многомиллиардные ущербные для страны сделки и так далее и тому подобное? Поставить просто за то, что он уйдёт - то есть, наконец-то сделает то, что должен был сделать в 2001 году?
Нет, это не шутка.
Это позиция Некляева и кампании «Говори правду».
Таким образом, в общественное сознание впервые, пробно, запущена ласточка мысли о том, что всех этих перечисленных, и десятков других грехов попросту не было. Чистые улицы - это есть. Подъезды чистые с Некляевым тоже будут, а пока есть чистые улицы. За это можно поставить памятник, но при условии, что Лукашенко просто уйдёт. Единственная его вина перед народом - засиделся. Уйдёт - поставим памятник.
Мысль, кстати, проглотили. По странному стечению обстоятельств Некляева «отбеливателем» никто не назвал. Наверное, у спецслужб такой строчки в бюджете нет - проплатить интернет-писателей, приклеивающих ярлыки.
Мысль проглотили, вопрос остался: как далеко он пойдёт, этот поэт, в стремлении поставить памятник Лукашенко?

Вместо послесловия

Не хочется делать никаких выводов. За человека, за группу людей говорят его дела. Мы просто посмотрели критически на те дела и слова, которые реально стоят за кампанией «Говори правду» и её лидером Владимиром Некляевым.
Выводы каждый может сделать сам.
Хочется лишь обратить внимание на тот факт, что коллектив «Говори правду», вот под эти самые, проанализированные выше дела, сформирован из людей, которые до этого были вполне нормальными демократическими активистами. Режим не отбеливали, мониторинг для администрации президента не проводили, с подписями не «химичили», подъезды вместо президентских выборов не убирали. Просто были… нормальными демократическими активистами.
Не боится ли «ГоП», что большинство из них, в конце концов, прозреет? Для реализации такой кампании нужны люди - пешки. Исполнители. Думающие здесь не надо.

проходимцы, провокаторы

Previous post Next post
Up