Оригинал взят у
nandzed в
О единстве древних азиатских и американских культур Обнаружил интересное в первом томе "Свет Кайлаша" Намкая Норбу Ринпоче:
"Использование таких ритуальных предметов, как намка, это архаичная практика, бытовавшая у племён американских индейцев, а также у некоторых древних народностей Африки и Азии. В настоящее время мы можем увидеть намка в экспозициях музеев рядом с другими предметами, использовавшимися людьми в далёком прошлом. Кое-кто из американских индейцев занимается изготовлением различных намка для продажи в качестве сувениров туристам. Такие параллели ясно указывают, что что и бонские ритуалы выкупа Пхен юл представляют собой традицию, широко распространённую с древнейших времён.
Кроме намка, в практике ритуалов Бон и тибетского буддизма есть также гьянбу. Их принцип схож - на деревянную крестообразную основу (в случае намка) или просто на палочку (и то, и другое представлет собой ритуальную основу жизни человека) особым образом наматывают шерстяные нити пяти цветов, соотносимых с цветами пяти элементов. Только в случае с гьянбу ещё добавляются чёрные и белые нити, символизирующие благое и неблагое в данный период жизни. Нити пяти цветов символизируют непрерывную деятельность пяти элементов в жизни конкретного человека, для которого делается ритуал. Нити расположены таким образом, чтобы гармонизировать возможные противоречия в данный период времени (например, в текущем году). Например, если элемент жизни (срог) данного человека - огонь, а элементы тела (лу), способности (вантанг) и удачи (лунгта) - вода, это значит, что элемент тела, способности и удачи несовместим с элементом жизни; если случится так, что элементы тела, способности и удачи возрастут, это будет угрожать жизни человека. И наоборот - возрастание элемента жизни может привести к заболеванию или смерти тела, потере способности контролировать жизнь, неудачам".
Но это не единственный общий элемент ритуальной практики Азии и Северной Америки. В древнем бонском цикле тантрийских учений Мери, который принципиально отличается от буддийских тантр и является уникальным, есть текст "Руководство для строительства башни Me-ri". Его автор - Гуруб Сал-од Габа. Жрецы шенпо использовали такую башню специально для практик божества Шанг-Шунг Мери. И нужно отметить, что аборигенные индейские народы Северной Америки строили подземные кругообразные сооружения кива - их остатки до сих пор можно найти в юго-западных регионах США, таких как Месса Верде, Аризона и т. д.
Божество Шанг-Шунг Мери
Практик сидел внутри этой постройки лицом на юг, центральную часть занимал очаг, вытяжное отверстие располагалось на южной стороне, слева, на востоке, была входная лестница. Интересно, что между кива и башней Мери есть много сходств. Например в тексте о строительстве башни Мери говорится: "...подземное круглое сооружение, имеющее форму пруда, размер которого зависит от условий этого места.. слева, на восточной сторону, вход...". Имеется в виду, что вход находится слева от практикующего, там же, где находится вход в кива. Вал-шен в практике Мери сидел так же, как индеец в кива и перед ним так же пылал очаг, а на юге так же было отверстие для воздуха в форме полумесяца.
Все эти факты свидетельствуют о существовании древнейшей единой цивилизации в те времена, когда азиатский и американский материки не были разделены, пишет Намкай Норбу Ринпоче.