Feb 11, 2013 11:59
"Мама, мне как-то непосебе", говорит мне моя 7 летняя дочь перед тем как заснуть. "Посиди со мной, погладь меня", просит она меня. Ну конечно посижу, но а в чем собственно дело? Оказывается ребенок мучается вопросами "кто я, откуда я появилась, почему я думаю то что я думаю, почему мои руки сейчас вот поднимаются, и если это Бог все создал, то как вообще он стал Богом?' Говорит ей от этих вопросов становится страшно и тогда она чувствует что превращается в статую. Особенно часто такие вопросы, говорит, одолевают ее в школе. И понятное дело, недавно стали проходить Древний Египет, загробный мир, мумий и проч. Анатомию они ещё в первом классе затронули.
Дочка моя всегда была натурой рефлектирующей и вопросами о бытие задаваться начала лет так с 3-4: " мама, как же это Всё смогло Быть?!", как-то воскликнула она, окинув взглядом заснеженные холмы, когда мы катались на лыжах. Потом она сама поверила в Бога и в моменты экзальтации восклицала, что вот это и есть Бог, когда красиво и счастье и легко на душе. Это лет в 6 было.
Сейчас ей 7.5. Страхи у нее всегда были, но она, как бы это сказать, активно с ними работала - отождевстляла себя с супер героями, брала в кровать шпагу на случай кашмаров, упросила записать в секцию прыжков с вышки и уже через пару месяцев ныряла с 3 метров, хотя признавалась, что ей на самом деле очень страшно, но у нее есть секретные слова как себя 'подхрабрить'. На этих выходных пошли кататься на ее любимых лыжах - боится съехать с небольшой горки и вообще такого азарта и желания к движению, как был ещё пол года назад, нету.
Возвращаясь к экзистенциальным вопросам, последние два дня просит рассказать ей о теле. Я начала с зарождения и пренатального развития, вчера даже посмотрели 3Д анимации на эту тему - очень понравилось. Вообще любит когда я что-нибудь рассказываю. Утром уходила в школу и напомнила, что вечером будем дальше разговаривать о теле. Что рассказывать дальше я не очень понимаю. Одной анатомией здесь не обойтись, и на мои прострации на тему чудо жизни и загадки мироздания, ребенок смотрит с недоверием, то есть я чувствую, что ей для спокойствия нужна какая-то определенность, хотя бы на данный момент. Слова типа 'а этого никто еще не знает' приводят ее ещё в большее смятеннее.
Вообщем ребенок придет из школы через 5 часов, и будет ждать продолжения бесед о теле и ответов на вопросы 'кто я, откуда я появилась, почему я думаю то что я думаю, почему мои руки сейчас вот поднимаются, и если это Бог все создал, то как вообще он стал Богом?" Не знаю я!
Как вы, уважаемые сообщники, ведете разговоры на такие темы? И главное, как дать ребенку ощущение 'определенности' мироздания, как снять это ее внутреннее напряжение и страх? Спааааасибо.