Удар Баклана и Знаменитые фехтбуки

May 20, 2012 23:09



«…Сен - Савен, и не думавший ослаблять колени, выпрямился, как молния, приоперся на левую руку, а правая взмыла наверх: это был Удар Баклана. Кончик шпаги вошел в щеку аббата и прорезал от носа до подбородка, отрубив левый ус. Аббат выл и богохульствовал, как не снилось эпикурейцам. Сен - Савен салютовал по - фехтовальному, а окружающие рукоплескали его искусству" У.Эко «Остров Накануне».
А вот Шекспир: «Ну, сударь мой, а где passado ваше?» - восклицает Меркуцио и тут же получает смертельный укол от бретера Тибальта, который своими «passado и punto reverso» наводил страх на всю Верону. Не упомянуть Дюма, было бы просто преступлением: королевский шут Шико сражает дуэлянта Никола Давида секретным «ударом Крильона», а граф де Сен-Люк успешно использует против графа де Монсоро «удар Короля». Всем известно, насколько Эко точен в используемых им терминах, да и Дюма и тот же Сабатини, явно смыслили в фехтовании, ведь последнее занимает в их творчестве весьма значительное место. 16-17 века - время коронных приемов, секретных техник и поисков «идеального удара», этакого «философского камня» фехтовальщиков. Для описания дуэльных сцен, Эко использовал итальянские учебники 17 века, о которых, как истинный патриот, сообщает следующее: «самые лучшие учебники, должен вас огорчить, итальянские…» и ещё, обращаясь к переводчикам, - "…технику Удара Баклана попросил бы не менять."

[Spoiler (click to open)]
Этот удар, я так и не нашел (ведь это страшная тайна), а вот итальянские фехтбуки, возможно, на самом деле лучшие. Одни только названия чего стоят:
"Цветок Битв" Фиоре


"Новое искусство поединка, или истинный цвет оружия" Аттилио Мароццо




"Трактат об оружейной науке с философским диалогом" Камилио Агриппы




Собственно о поисках "абсолютного удара" и "горбушке Свечникова", можно прочесть здесь, а  я добавлю ещё немного…
Вполне возможно, расцвет итальянских фехтовальных школ напрямую связан с тем, что в Италии, военная подготовка никогда не ограничивалась благородным сословием, подобно остальной части Европы. Такие общества, как Societа dei Forti (общество Силы), dei Gagliardi (Смелые), della Spada (Меч), della Lancia (Копье), della Tavola Rotonda (Круглый стол) созданные обеспеченными, но неблагородными гражданами были направлены на подготовку молодых людей в использовании разнообразного оружия, конными и пешими во многих городах государствах Италии, Ломбардии, Тоскане и т.д.
Однако, самым «старым» учебником, дошедшим до наших дней, является манускрипт I.33 или Тауэр Фехтбук


- из королевской оружейной Лондона, датируемый ок. 1300 года. В нём описываются немецкие способы фехтования с использованием меча и баклера. На протяжении 14 и 15 века появятся еще несколько немецких учебников по фехтованию, в основном посвященных двуручному мечу ...., но не только ему.



Есть и совершенно оригинальные примеры использования казалось бы вполне "мирных" предметов.






Примерно к началу 16 столетия, практически везде твердо установится итальянская школа. От желающих перенять искусство Выпада не было отбоя. Фехтовальщики со всей Европы ездили учиться в Италию, а сами итальянские мастера преподавали не только в своей стране. Быстро сообразив о «хороших» финансовых перспективах они принялись открывать школы по всей Европе. Однако, справедливости ради, нужно сказать, что англичане поначалу «клюнувшие» на итальянский рапирный бой, в последствии, стали активно критиковать его за низкую боевую эффективность: «Один отважный воин с мечом в руке принесёт больше пользы, чем десять итальянцев, или наученных итальянцами, с их рапирами». Английские бойцы, устав слушать нескончаемое бахвальство иноземных «специалистов» просто брали в руки мечи и вызывали последних на поединки. Очень часто итальянцы просто на них не являлись… Об этом и многом другом очень много говорит Дж.Сильвер (не пират) в своих «Парадоксах защиты» (1599г.)
Было бы крайне несправедливо обойти вниманием испанцев. Учебники фехтования у них, конечно, тоже выходили (Карранса (1582), Нарваэс (1600, 1612, 1625) и Тибо (1628)), однако в гораздо более ограниченном количестве. Сама же «дестреза» - испанское фехтование - была перенасыщена сложными геометрическими выкладками и теоретизированием, очень осложнявшими обучение. Тем не менее, испанцы имели репутацию опасных бойцов. Плюс, не стоит забывать, что воинское фехтование испанцев значительно отличалось от «дестрезы», а многие испанские приёмы (акцент на защите клинком) в чем-то опережали более «прогрессивную» итальянскую школу. Испания, кстати являет собой пример, где лица "недворянского" сословия были лишены права носить шпаги, рапиры и иные длинные клинки, что послужило одной из причин к возникновению «навахи» и одноимённому ножевому бою.
Что же касается французов, так ведь именно их стиль лёг в основу современного фехтования. Акцент стал делаться на более надежной защите оружием. Не пропустить укол стало важнее, чем нанести собственный. Основателем французской школы многие считают Ле Перша дю Кондрэ, автора специального фехтовального учебника «L'exercise des armes ou le maniement du fleuret», вышедшего в Париже в 1635 г.


Previous post Next post
Up