В преддверии очередного сезона путешествий вспоминаю о прежних. Сегодня ностальгирую по Сардинскому вояжу, пожалуй, одному из топ-5 лучших приключений.
Что я знал о Сардинии? Кроме того, что это вроде тоже Италия, что это остров, что это рядом с Корсикой, откуда родом Буонапартэ? В довесок еще несколько ассоциаций - пиратские средиземноморские логова, гидросамолеты из мультфильма Миядзаки «Порко Россо», сардины, дорогущие курорты… Пожалуй, весь список. Море.
Мы с Элей прилетели на TDM Summer Week. TDM - Terra di Mezzo - как бы "срединная земля", так они называют свой остров. Это Кальяри - столица. Порт. В Кальяри живет ни много ни мало - 500 тысяч жителей. Центр города - как и у всех прибрежных муниципий - прежняя портовая зона.
Узкие улочки, белье сушится на перекинутых меж балконов веревках, аборигены со скучающими лицами в окошках. Жарко. Уютно. Очень неспешно. Особенно в августе, как выяснилось - такое впечатление, что никто не делает вообще ничего. Сиеста полдня. Лавки работают часа 4 в день. Может кто-то работает еще, но их не видно.
В Италии все пронизано отличным вкусом. Даже не заходя в музеи, но просто прогуливаясь по улицам, легко понимаешь, зачем же сюда на ФПК ломились и ломиться продолжают все деятели всевозможных искусств. От северных мастеров эпохи Возрождения до пролетарских писателей.
У итальянцев «золотая плипорция», видимо, в крови. От простой уличной рекламы концерта до вот такой вот держалки для фонаря. Узнаете завитушку?
Все «новое» здесь тактично вшито в прежнее, в старое. Никаких конфликтов ума и традиции.
Бюст патриция, вмонтированный тысячу лет назад в стену своего дома, - органичное звено традиции. Лозунги Муссолини - такой же символ ушедшей эпохи. Ничего не рушится до основания. И никаких «затем».
Все, что можно было изрисовать - изрисовано. Историческая часть города, на большом холме стоит Кастелло, старые кварталы за высоченной стеной.
В Кальяри горожане традиционно занимались рыбной ловлей. Уходили засветло в море и приходили к вечеру, доверху нагруженные рыбой. Сегодня этот промысел на грани банкротства. Частные рыболовецкие суденышки тратят слишком много керосина на единицу водоизмещения по отношению к улову. В то время как огромные рыбные компании ловят громадными сетями с грандиозных кораблей, привозят в гигантские холодильники и продают по гипермаркетам с чудовищными оптовыми скидками…
У частников покупают морепродукты лишь редкие рыбные ресторанчики. Но только там можно отведать только что выловленный свежайший средиземноморский сибас и дорадо. Удивительно вкусно.
Но рыба - рыбой. А интеграция - интеграцией. В ежевечернем режиме мы принимали участие в культурных мероприятиях. Вот, например, эта шляпная вечеринка (шляпу естественно привез, хоть и не просто это далось, за шляпами здесь была настоящая охота) самого итальянского рома Памперо. С хитро-пафосным пиратским прищуром полагается взирать на простолюдинов, если ты в шляпе Памперо.
А потом плясать «нашу». Это и есть паневропейская интеграция. Действие происходит на берегу Средиземного моря, которое не видно на этой картинке как и ни зги. Но море есть. Оно чувствуется на Сардинии, где бы ты ни был. По запаху. И просто чувствуется.
А это фото из архивов Интерпола. Интеграция сицилийской и русской мафии. Это Федерико по прозвищу Jesus. Очень опасный мучасос. Характер скверный, мидетерранический. Не женат. Беспощаден к врагам Terra di Mezzo. Мы в том самом Кастелло. За нами - зарделся очагами новой революции ночной Кальяри.
Кроме
темы «окошечек», описанной мною в предыдущем рассказе, в Италии у меня появляется еще и тема «балкончиков». Это не вот чтобы «балконы», но балкончики. На них можно только выйти. И постоять. Иногда - посидеть на стульчике. На такие балкончики выходили Леонора, Джульетта и Мазина. А под балкончиками их поджидали все несчастные кабальерос. Или как их называли в Италии? Куда нести три апельсина?
Мои товарищи из кошачьего племени, проживающие на острове, весьма тощи. А вот кошечки выглядят в меру упитанными. Эта беременная матрешка только что вышла из дому, спустилась с крылечка и косолапит в тенечек. А из моей китайской сумки торчит бутылёк с водой. В Италии летом без такого бутылька делать нечего. Все в миг тебе покажется в духе «скорей бы это все кончилось». Но стоит сделать глоток воды - и все вновь прелестно и увлекательно. Правда, ненадолго…
А еще, идешь вот, "бывало", по улочке старого города, и вдруг видишь открытую дверь. А сразу за порогом - крохотная мастерская. А в мастерской мастер мастерит корабли. И не ботики Петра Первого, а самые настоящие фрегаты да линкоры. И не из пластмассовых частей из набора - а вручную вытачивая каждую деталь.
Вот такой вот жизнерадостный дядька. Корабел. Сидит себе и стругает парусники. Продает потом в сувенирные магазины, которые выстроились на набережной Кальяри вперемешку с посудными лавками, пиццериями и ларьками с мороженым. Где-то за поворотом живет другой дядька, который шьет для этих кораблей паруса. И прилаживает такелаж.
Старый город с высоты нижней сторожевой башни «Ворота Элифанта». Здесь заканчивается Кастелло и начинаются университетские кварталы. Именно кварталы, так как местный университет в Кальяри не просто старый, но еще и дюже влиятельный. Ректор входит в городское правление и без его ведома решаются разве что «не столь важные» вопросы. Университет - это не просто куча недвижимости, как сказали бы в скаредной Москве, но и все образованные члены городского общества.
Именно Университет породил и наш TDM.
Черепичные крыши. Местами черепица еще «та», глиняная. Мои ассоциации, почему-то, однозначные - Чипполлино. А еще итальянцы на своих сколь угодно маленьких крышах оборудуют себе террасы. Выносят туда кресла и рассаживают герани. С этих террас вид разве что на небо. Но это главное и основное. По таким крышам - погони, вспомните!
Это - в городской ратуше. На стенах висят портреты сардинских губернаторов. От самого первого до нынешнего. А в творческом беспорядке расставлены экспонаты выставки народного сардинского художника, живописавшего островной быт в ярких красках.
В ратушу мы были званы на прием к мэру города Кальяри. Посетили не только выставку, но и действительный рабочий кабинет городского главы, который, к тому моменту, задерживался. В этом кабинете трудились и его предшественники. На столе лежат стопки документов, вот забыты очки, пепельница с папиросой, мэр отошел 15 минут назад. А вся наша интеграционная толпа в сто человек прошлась сквозь его кабинет ничего не тронув. Вот такой уровень. Вот такое доверие. И вот какая ответственность. Я сразу подумал, вспомнив рабочие будни, попробовал бы кто-то приблизиться хоть на пушечный выстрел… Ну да ладно. Здесь мы были гостями иной реальности
А тем временем, интеграция продолжалась. На снимке представлены португалец Давид, турок Ахмед и итальянец Паоло. И какой-то пылкий юноша со взором горящим. Давид, мой ныне добрый португальский друг, удивительной харизмы обладатель, магистр нашего новообразованного Ордена Перевернутого Стакана по классу «сангрия» (именно это он и демонстрирует на фотографии), мастер техники «no throat».
Какбэ взято шефство над Эстонией ;). На этой фотографии представитель героической России чем-то напоминает себе Михалкова. Эстонский комрад Денис знаменит следующей историей. Служил он как-то в эстонской армии. И приехали к ним их шефья из НАТО. И сказали им шефья: на следующей неделе устроим мы вам безжалостные учения! Будем делать из вас мужиков! Настоящих рембо! Будете ползать по лесам и болотам, овладевать техникой натовских ниндзя, добывать себе пропитание, научитесь выживать и мочить врагов. Все как в кино!... Ой, сказали эстонские воины, как страшно, но круто!
Но учения отменили. Потому что в том лесу, где должны были проходить учения, было обнаружено небывалое количество комаров. Воинское здоровье оказалось под угрозой.
А еще и конечно же мы много купались в море. И море было такого цвета, что не передает ни одна камера. Как у барона Мюнхгаузена - быть в Италии и не искупаться в Средиземном море?!
Впереди было состязание сардинских стрелков. Не переключайтесь :)