27 июня в Казани прошел фестиваль «Сотворение мира», призывающий с помощью музыки творить Мир.
В Казани, на площади тысячелетия Мир творили 100 000 человек со всей России, музыканты из 15 стран, пяти частей света, пели на 20 языках. Глобальная задумка «Сотворения мира» (в смысле peaсe, а не world (в русском это одно слово - не случайно!) удалась на славу!
В поезде Екатеринбург-Казань я думала, почему фестиваль проводят именно в Казани, но в первый же час моего пребывания в городе, все стало ясно. В Казани сосуществуют мирно на протяжении тысячелетия два огромных народа татары и русские, сосуществуют мирно две враждующие религии - ислам и православие, два разных глубинных уклада жизни, сосуществуют мирно два языка, два президента, две конституции, полумесяцы мечетей и кресты церквей. Это поистине город Мира! Президент фестиваля Андрей Макаревич так и говорит: «когда я увидел Казанский кремль с храмом и мечетью, на фоне которых нам предложили установить сцену, у меня не было слов. Все сошлось. Такого совпадения мы не ожидали - идеи, места и команды!»
Идея фестиваля, где музыка сотворит Мир, принадлежит продюсеру с говорящей фамилией Сергею Мирову. «У музыки нет национальности, она одна на всех. Ее призвание творить мир. Когда сербы увидят, что их великий Ковач играет с "врагом" их страны хорватским музыкантом Рундеком, они, надеюсь, пересмотрят свое отношение друг к другу».
Не буду говорить за всех, но лично я почувствовала это Мировое единение с помощью музыки.
Низкий поклон организаторам - все было продумано до мелочей. Не думала, что можно собрать 100 тысяч человек без давки, где каждому будет видно сцену и будет возможность даже потанцевать! Было установлено две сцены - пока выступают одни, на второй выстраиваются другие - это нереально экономит время. Для гостей фестиваля были оборудованы две фан-зоны близко к сцене, перед самой сценой располагалась пресса и камеры, отдельно были оборудованы места для инвалидов (вот уж никогда не видела на рок- концерте подобного), остальные могли танцевать в толпе либо лежать на траве рядом. Для иногородних гостей был оборудован палаточный лагерь в пригороде. Действие на сцене транслировалось с десятка камер на три огромных экрана (это конечно, не нововведение, но качество исполнения порадовало). Была установлена небывалой мощности аппаратура - 150 000 ватт. Как нельзя кстати подходят слова солистки группы «Маши и Медведи»: «Спасибо организаторам фестиваля, что все состоялось, спасибо администрации Казани за теплый прием, спасибо Джа за хорошую погоду!».
Сначала выступали местные группы по 15 минут. Из первых известных команд на сцене появились «Маша и медведи». Маша буквально утопила зрителей в «теплой ванной души». Кто знал, что Маша Макарова ударилась в раста? Она была шаманом на сцене - в юбке из «водорослей», она завораживала своими медлительными плавными движениями и протяжными песнями-мантрами, без конца благодаря Джа.
Click to view
Потрясла своим нереальным вокалом и ярким задором джаз-дива Нино Катамадзе. Легче перечислить те языки, на которых она не исполняла песни - вот уж действительно выражает в творчестве «мир». Культурный шок испытали зрители от выступления группы Kultur Shock, состоящей из музыкантов из США, Боснни и Герцеговины, Болгарии. «Эта музыка не имеет четких стилистических границ, на нее нельзя повесить ярлык, это непередаваемая на словах смесь балканского фолка, панка, румбы, рока и даже нью-металла с лирикой на сербо-хорватском, македонском, итальянском, испанском, японском и английском языках». Вот уж кто, действительно, рвет территориальные границы и границы разума. В пределах одной композиции резко меняют темп и стиль, поют то на иврите, то на английском, то на японском. На их выступлении все подтанцовывающие зрители уже окончательно пустились в дикий пляс.
Click to view
Разогретых зрителей взяли «тепленькими» украинский гарний хлопец Олег Скрипка и «Вопли Видоплясова». Отжигал человек-оркестр не хуже боснийского серба Gino Yevdjevich солиста предыдущего Kultur Shock. Играл на баяне, гитаре, трубе, кривлялся в танце, ну и конечно, пел. Кроме собственных известных песен «Вопли» спели народные песни, и поразили публику исполнением «Пачки сигарет» Цоя на украинском языке в новой аранжировке.
Для стройности повествования нужно сказать, что выступали английские звезды «первой величины» The Rifles, но зал они не зажгли. Качественно, ровно, без фанатизма поиграли на гитарках, попили на сцене пива, спели свои 30 минут. Лично мне они напомнили по манере то ли The Beatles, то ли вообще начинающие школьные рок-ансамбли. После предыдущих драйвовых выступлений они поддержали ритм, но накала не сделали.
А по-настоящему накалил публику приторно-сладкий фрик Илья Лагутенко. «Мумий Тролль» начал с зажигательных и всем известных хитов, Илья невообразимо кривлялся, и уже можно было подумать, что он пафосный шут, как рубилово сменилось лирической романтикой. Лагутенко чуть не разорвало на сцене от любви и нежности своих песен, все женщины Казани были в эту минуту его.
Сказать, что группа Fun-Da-Mental порвала зал - значит, ничего не сказать. Начиная с первых рядов, волной, зрители погружались в бешенный растаманский транс. На сцене был просто ураган. Это лучше видеть.
Click to view
Попробуйте представить, что будет, если совместить мусульманский мир, европейскую электронную клубную музыку, террористические тексты и слова о едином Боге, музыкантов из Англии, Африки, Пакистана и Индии. Такой синтез культур доселе не снился никому. «Мы не боимся новых музыкальных форм, они могут лишь укрепить нашу уверенность в себе и обогатить наш подход к пониманию других культур» - заявляют музыканты.
Ману Чао. Он был просто богом фестиваля. Думаю, что половина зрителей пришли именно на него, даже приехали из других городов. Каждому музыканту отводилось от 15 до 60 минут, Ману сразу поставил условие, что играть будет не меньше чем 1,5 часа. Не стоит и рассказывать, как он завел публику, которая простояв 10 часов на ногах, забыла обо всем и пустилась в дикие танцы, как он проживает каждую сточку своей песни, как он вдохновляется общим ликованием толпы и заводится еще больше, как он открыто ведет себя на сцене. Мы услышали любимые мелодии в кардинально другой аранжировке и манере, соединенные в одну композицию песни о любви и политике. Самое главное - это энергетика Ману Чао: после его выступления хочется пойти и свернуть горы. Он отдается музыке на 200%, он словно умирает в каждом слове.
Click to view
Click to view
Click to view
Олег Скрипка из «Воплей Видоплясова» не смог стоят за кулисами, и вышел подыграть Ману на баяне - получился неплохой украино-испанский ансамбль. Лично меня поразил виртуозный гитарист группы. Знойный испанский мачо вытворял неописуемые вещи на 6 струнах, гитара в его руках превращалась то в женщину, то в ребенка. В начале выступления он порвал шестую струну на акустической гитаре и играл на пяти.
Click to view
Отыграв строго регламентированное время, видя бешенную реакцию зрителей, Ману Чао и не думал уступать сцену. Организаторы за кулисами сначала с грозным видом пытались показать табличку, означавшую, что осталось 3 минуты. Потом показывали «стоп» руками, буквально рвали на себе волосы, практически выбегали на сцену - все было бесполезно - Ману растворился в музыке и время и рамки для него стерлись. Наверное, если бы организаторы вырубили электричество, он бы не заметил, и продолжал петь. Так что со сцены его буквально утащил гитарист. После выступления оказалось, что он травмировал ногу на сцене и ему вызывали скорую помощь. Мне кажется, этот факт очень показателен для его выступлений - работа на износ.
Click to view
Оля Маркес, он в твоем браслете!
После яркого, энергичного выступления Ману Чао, завели свои депрессивные песни в синем тумане ДДТ. Настало время для ложки дегтя в бочку меда. При всем уважении к Юрию Юлианычу, конец шикарного фестиваля мира и любви, он слил. На протяжении 11 часов музыканты выстраивали вектор движения вверх, Ману Чао стал финальной точкой эстетического оргазма, и тут «обломал кайф» Шевчук со своими заунывными песнями о безработице, несправедливости, коррупции и тяжести жизни. С первой же песней «ввязаться в бой» на фестивале «сотворение мира» не вышло. Видимо, видя зажигательные выступления молодежи на сцене, он решил показать, что он тоже не промах, но от его нелепых выкрутасов на сцене все были только в недоумении. Хотя Шевчук и старше Чао всего то на 5 лет, но русскому седому рокеру далеко до того, чтобы зажигать зал так, как испанец. Вспоминается поговорка «не в свои сани не садись» - уж если умеешь своей харизмой поднимать стадионы, то не нужно ее резко менять и копировать другого. Песни и стихи он читал с пульта и путался в словах, которые публика знала без запинки наизусть. Но это по сути дела, мелочи.
Click to view
Главное, мне кажется, что Шевчук застрял в 90-х годах, когда его песни были действительно на острие злободневности. Время сменилось, люди изменились, темы ушли, а он все со своей гражданской непричесанной лирикой пытается достучаться. До кого вот только - не понятно. Шевчук выступает таким одиноким верным войном света против… э-э-э… против, собственно, чего? В своем угаре он и не заметил, что драться стало уже не с кем. И в 50 лет пора прекратить бороться и начать любить. Как-то мало любви и слишком много чернухи. Чего стоила только его новая песня «Безработица», где он поет, что все в мире плохо, что все голодают, в правительстве идиоты, и «не продать ли таджикам жену» - темы, бесспорно, очень подходящие для «Сотворения мира». Как он сказал в интервью, это он еще специально отобрал не самые мрачные песни. То есть нам еще повезло! Не могу себе представить, чтобы Чайковский поставил балет о безработице, или Моцарт написал симфонию о тяготах крепостного права. Даже не могу представить, что Лагутенко или Нино Катамадзе могли петь сегодня про безработицу. Мое сугубо субъективное мнение, что искусство должно воспевать вечные ценности и любовь, а не концентрировать внимание на временных проблемах. Ману Чао и Fun-Da-Mental, конечно, тоже поют о насущном, но здесь колоссальная разница в подаче, в степени художественного обобщения, в самом отношении к проблеме. А петь, что «родина - дыра», «когда закончится нефть, на душе станет хорошо, когда кончится газ, мы вновь научимся любить и дружить с головой» по меньшей мере, странно, или только мне одной так кажется? С песней про нефть даже вышел инцидент - трансляцию фестиваля на канале НТВ показали, вырезав из выступления ДДТ эту песню, где есть слова «когда закончится нефть наш президент умрет». На факт цензуры, конечно, сразу родилось много различных откликов, мне кажется, как бы то ни было, всё это было просто «не в тему» фестиваля. И правильно, что вырезали - не было бы нефти, не состоялось бы грандиозного «Сотворения мира». Лично я против нефти ничего не имею.
Группа ДДТ выступала на фестивале бесплатно - в знак того, что поддерживать мир -это не работа, а естественное желание. Зал завелся под «Пропавший без вести», «Родина» и «Просвистела». Но напоследок Юрий Юлианович показал свою великую толерантность, припомнив Ману Чао, что тот отобрал у него время выступления: «не все песни успели, зато вы потанцевали под Ману Чао». А он хотел, чтобы мы под «Безработицу» колбасились!
Если бы Шевчук менее серьезно и пафосно подошел к концерту, не мучил нас новыми стихотворениями о несправедливости жизни, а исполнил старые добрые «Это все» или «Не стреляй» - выступление ДДТ стало бы отличным финальным аккордом.
Но зато финальным аккордом стало общее исполнение всеми участниками концерта песни All You Need Is Love бессмертных The Beatles и громким салютом над ночной Казанью.
Мне действительно понравился этот Мир, где враждующие народы поют на разных языках песни о всеобщих ценностях; где татары понимают речь итальянца и подпевают, где индийские мотивы переходят в рэп; где люди рядом друзья, а не толпа; а на фоне всего - тысячелетний кремль и пересекающиеся полумесяц и крест мечети и церкви. И во всем музыка, музыка, музыка.
Вот тут просто шедевральные фотографии