(no subject)

Aug 12, 2014 11:16

...После окончания альма матер я попала в Дзержинский райфинотдел. В. Г., зав. райфинотделом, посмотрела на меня, такую всю московскую мечтательную девочку, сочувственно.
-Итак, придется вам сесть на торговлю, -сказала она.-Проверки магазинов на предмет режима хранения товара, наценок, оборота. Райпищеторг, Трест столовых. Сочувствую. но, с другой стороны, помните-в нашем районе Цацкин и Швачкин.
Все. За работу, конец квартала!
Народ в райфинотделе страшно развеселился, когда узнал, что меня посадили на торговлю.
-Ну-ну,-сказала, открывая ящик стола, Р.С.-посмотрим. Ты, главное, в обморок не падай. Как в подсобку зайдешь.

..На третьей неделе мне выдали план проверок на квартал. И первым в списке стоял магазин Цацкина.
Жители нашего района(ВДНХ, Алексеевская, Проспект мира) хорошо знали его магазин. "Серый", так он назывался в просторечии. Располагался он в огромном сталинском разноэтажном доме на первом этаже. Народ этот магазин тихо обожал. Там продавцы в любое время дня были в белоснежных халатах. Там продавщица не моргнув глазом резала тончайшие кусочки колбасы на 20 грамм весом. Там зав. мясным отделом внешне походил на профессора -медика. И там никогда, НИКОГДА не обвешивали.
Мне полагалось созвониться с директором магазина и предупредить о своем посещении. На том конце провода мне ответил изумительный бархатный глубокий баритон.
-НУ что же, Нина Владимировна, мы вас ждем! -несколько насмешливо, как мне показалось, проговорил этот бархатный баритон.

...В подсобном помещении-огромных холодильниках и уставленных коробками коридорах мне навстречу вышел из двери слева довольно высокий, крупный седой человек.Сопровождавший меня зав. мясным отделом с огромным почтением в голосе сказал:
-Вот, Иосиф Соломоныч, наш новый инспектор.-и, подявясь смехом, ретировался.
-Рад, душевно рад,-ласково обратился ко мне Иосиф Соломоныч. Не что же, пойдемте в хранилища.
..Проверка закончилась быстро-в магазине Иосифа Соломоныча все было безупречно. И мы прошли в его кабинет с целью написания акта.

Кабинет был небольшим, но с необыкновенным старинным диваном. А на видном месте висел портрет Иосифа Сталина.
Перехватив мой изумленный взгляд, Иосиф Соломоныч, проговорил:
-Я, деточка. пришёл в торговлю в 1937, по сталинскому призыву. А уже в 1938 стал зав. магазином. И ни разу не имел проблем с законом.Потому, что я работал, как учили. Вот, к примеру, продавец обвесит покупателя. Вылетит в тот же день. Потому, деточка, что есть же нормы усушки и утруски 193* года! Поэтому у меня в кабинете каждый продавец в конце дня получает десятку. Но у меня в кабинете. Из моих рук. Как мы это делаем-его не касается. В торговом зале он должен быть безупречным, понимаешь, деточка? Или вот еще. У меня в гараже стоят три "волги". Но на работу в магазин я еду на трамвае. А нынешние директора? Не успели назначить-уже со свистом подъезжает к магазину на жигулях! Ну куда это годится? А чему нас учил Иосиф Виссарионыч? Воздержанность во всем! То-то!
-А вы знали Сталина лично?-спросила я,дописывая акт.
-Несколько раз был на приемах как отличник советской торговли,-с гордостью сообщил Иосиф Соломоныч.
-Ну вот. Вот акт, прочтите, пожалуйста,-протянула я акт Цацкину. Он подмахнул, не глядя.
-А вы с кем живете, деточка?-спросил вдруг он.
-С родителями и бабушкой,-ответила я.
-А, так ваша мама-П*****?
-Да,конечно.
-А зовут ее как?
-Любовь Кузминична,-с удивлением сказала я.
-Ну, деточка, ваша мама не бухгалтер-кремень. На нее жаловался мне ее начальник,-весело подмигнул мне Иосиф Соломоныч. У нее мышь не проскочит. Передавайте привет. И если что надо-звоните.

...Потом, уже когда я ушла из финотдела, я узнала, что Цацкина отправили на пенсию. Да он и сам хотел. Не смог оправиться после гибели сына. Поговаривали, что тот задохнулся в машине вместе со своей любовницей.
Магазин медленно менялся в худшую сторону.
..Приходя на Пятницкое кладбище, я прохожу мимо могилы сына Иосифа Соломоныча. С памятника смотрит красивый, с тонкими чертами лица молодой человек. А рядом стоит скромный камень. В маленькой звездой Давида на ребре. Теперь они вместе, отец и сын.

мемуар

Previous post Next post
Up