4. Возвращение?

Mar 07, 2014 21:04

http://www.kommersant.ru/doc-rss.aspx?DocsID=1361015
"Ъ" 27.04.2010
Аукционные дома Sotheby's и Christie's провели в Нью-Йорке свои традиционные русские торги, получив соответственно $13,6 млн и $4,9 млн. Самой громкой стала продажа коллекции украинско-еврейского модернизма Якова Перемена.
На 86 картин одесских художников, членов местного общества "независимых", Sotheby's сделал ставку сразу - коллекцию, собранную в начале века одесским энтузиастом и сионистом Яковом Переменом, показали в Киеве и оценили в $1,5-2 млн. Ее приобрел за $1,989 млн Фонд украинского авангардного искусства.По информации "Ъ", основателем фонда является киевский бизнесмен Андрей Адамовский, один из крупнейших частных коллекционеров Украины, интересующихся русским и украинским искусством конца XIX-начала XX века.Предполагается, что коллекция Андрея Адамовского будет выставлена в частном музее изобразительного искусства, который меценат собирается открыть в Киеве на Подоле. {C}{C}{C}
http://www.sothebys.com/minisite/pdf/N08628/flash.html#/1/ - каталог картин одесских художников из коллекции Якова Перемена.

Я не искусствовед, поэтому отсылаю к немногим публикациям, в которых можно найти информацию об "Одесских парижанах".


http://japanblog.su/post125878175/
Ecole d'Odessa
Ecole d'Odessa - одесская школа живописи 1914 - 1919 годов. Одесский авангард начала двадцатого века вышел на мировой уровень, он сопоставим с двумя другими мировыми центрами модернизма - Парижем и Мюнхеном.


Молодые художники Амшей Нюренберг, Теофил Фраерман, Сандро Фазини, Израиль Мексин, Исаак Малик, Наум Соболь и Сигизмунд Олесевич были ядром группы «независимых», ставшей антиподом Товариществу южнорусских художников, ведущих свое начало от передвижников. Еврейские художники ориентировались на Париж, ездили туда учиться живописи, а некоторые там и остались. Их стали именовать "одесскими парижанами". Художников увлекали все новаторские течения французского искусства. В 1909 году Одесса была ближе к Парижу, чем к Москве или Петербургу, в этом году здесь был открыт первый из знаменитых «Салонов Издебского», где можно было познакомиться с картинами Жоржа Брака и Давида Бурлюка, Ван Донгена и Вламинка, Мориса Дени и Василия Кандинского, Анри Матисса, таможенника Руссо и Поля Синьяка.


Одесская школа живописи начала складываться еще в 1913 году, когда художник и критик Михаил Гершенфельд организовал эстетический кружок, участники которого стремились приобщить Одессу к художественной культуре мирового авангарда. Этот кружок организационно оформился в одесское "Общество независимых художников", которое просуществовало всего два года - с 1917 по 1919. Общество одесских художников было создано по образу французского «Общества независимых», стилистика и тематика произведений еврейских живописцев созвучны с творчеством французского постимпрессионизма. Независимость движения молодых художников была условной и относительной. Почти все участники "независимых" учились в Одесском художественном училище у живописца Кириака Костанди в традициях южнорусской школы живописи. Но их неформальными учителями были парижские художники постимпрессионизма - Гоген, Сезанн, Ван Гог и Матисс. Еврейские художники были лично знакомы со знаменитыми коллегами - Теофил Фраерман работал с Эдгаром Дега, общался с Анри Матиссом и Огюстом Роденом. Амшей Нюренберг снимал одну комнату с Марком Шагалом и обучался в частных парижских академиях. Одесские «независимые» выставлялись вместе с Василием Кандинским и группой российских художников «Бубновый валет» в 1914 году. Амшей Нюренберг был большим поклонником фовизма Матисса, Теофил Фраерман помимо Анри Матисса испытал влияние Сезанна. Произведения Наума Соболя, Израиля Мексина и Сигизмунда Олесевича перекликались с движением кубистов.
Работы художников Одесской школы собрал и сохранил для потомков еврейский меценат Яков Перемен, который был тонким ценителем искусства и яркой личностью. В 1918 году в Одессе делаются попытки создать лигу, которая бы объединила всех еврейских художников. Целью ее было развитие пластических искусств в Палестине, которой предстояло стать духовным центром еврейской нации. Яков Перемен в 1919 году переехал в Палестину и привез с собой из Одессы 200 художественных произведений. Картины эти хранились в семьях большого клана его наследников.



Амшей Нюренберг (1887 - 1979) в 1904-1910 учился в Одесском художественном училище у Кириака Костанди, в 1911-1912 годах продолжил учебу в Париже, где занимался в частных академиях. Некото-рое время снимал мастерскую вместе с Марком Шагалом. С 1918 года Амшей Нюренберг - член Товарищества независимых художников, руководил частной студией «Свободная мастерская» в Одессе. В 1920 году художник переехал в Москву, где читал лекции по современному и западному искусству во ВХУТЕМАСе. Индивидуальный стиль его работ сформировался под влиянием Поля Сезанна, с искусством которого он познакомился во время пребывания в Париже, и мастеров «Бубнового валета», со многими из которых его связывала дружба.



Теофил Фраерман (1883 - 1957) был родом из Бердичева, происходил из богатой еврейской семьи. Учился он в Одесском училище у Кириака Костанди, затем - в частной школе рисования Ашбе Антона в Мюнхене. Но сухой рационализм мюнхенских академиков не вязался со всем, чему его учили в Одессе, Теофил Фраерман переезжает в Париж. Здесь его пригрел скульптор Аронсон. Он работал в его мастерской, помогал переводить скульптуры в мрамор. Затем - учеба в Парижской Академии Художеств, где он работал под руководством известного портретиста Боннара. Творчество Теофила Фраермана оказалось в Париже востребованным. Художник приобрел мастерскую, был на дружеской ноге с Анри Матиссом, участвовал в Осенних салонах под псевдонимом Teo Fra, а в 1909 году был избран в жюри Осеннего салона, где общался с Огюстом Роденом. После февральской революции в России художник возвращается в Одессу. Он преподавал в родном училище, вернуться в Париж Теофилу Фраерману уже не удалось. Его стиль сложился под влиянием работ Сезанна, Гогена, Матисса. При всех ассоциациях с французским постимпрессионизмом, картины Теофила Фраермана самостоятельны.



Израиль Мексин учился в Одесском художественном училище в 1912 - 1914 годах. Участвовал во всех выставках "независимых" с 1916 по1919 годы. Темы его работ - мир театра, балет, ночное кафе. Картины часто стилизованные, с большой долей условности, но всегда остро характерные, сделанные с искренней любовью к театру. В начале 1920-х годов Израиль Мексин уехал в Москву. Последний раз его работы - зарисовки актеров в спектаклях московских театров были показаны на юбилейной выставке 1937 года. После этого имя Израиля Мексина нигде не встречается, вероятно, художник сгинул в советских застенках.



Сандро Фазини (1893 - 1942) родился в Киеве в семье Арье Файнзильберга (Фазини старший брат Ильи Ильфа), но родиной всегда считал Одессу, где жил в юности. Окончил то же художественное училище, что и остальные «независимые». Работал под псевдонимом Сандро Фазини. В 1917 году Фазини примыкает к Обществу Независимых художников, участвует в их выставках. В 1922 году Сандро Фазини эмигрирует, сначала в Константинополь, собирался дальше в Америку, но попал в Париж, где продолжил рисовать. Выставлялся в салонах Тюильри, Независимых, Осеннем. Его работы висели рядом с Пикассо. К началу 1930-х годов его живопись пользовалась успехом. Современные французские искусствоведы называют Фазини «одним из исключительно интересных мастеров Парижской школы». Его работы экспонировались в Осеннем Салоне, Салоне Тюильри и Салоне Независимых, висели бок о бок с полотнами Клее, Люрса и Пикассо в галерее Вавен-Распай. Он был отличным рисовальщиком и живописцем, увлекался еще и художественной фотографией. В июле 1942 года художник с женой были арестованы французской жандармерией, парижская мастерская была разгромлена. Их отправили в пересыльный лагерь в Дранси. Оттуда в Освенцим-Аушвиц, где они были казнены в 1944 -м году.
Там же погибли Сэм Грановский


и замечательный художник Айзек Федер, с которым Исаак Малик и Амшей Нюренберг дружили в Париже.





Сигизмунд Олесевич (1891-1972) увлекался Ван Донгеном, Пикассо, Ле Фоконье. Уже в 1910 году Сигизмунд Олесевич принял участие в выставке польских художников, затем уехал в Париж. Из всех художников Одесской школы не евреем был только Сигизмунд Олесевич. Картины художника находятся в Израиле и Франции.




Исаак Малик (1884-1975) родился в Одессе. С 1907 по 1913 годы жил в Париже и учился живописи в Национальной школе изящных искусств. Из Парижа посылал картины на выставки в Одессу. Член ТЮРХ. Участник 1 Салона В. Издебского, весенних выставок в Одессе 1913 и 1914 годов. Исаак Малик был одним из активных членов и участником всех выставок Общества независимых художников в Одессе. С середины 1920-х годов его имя практически не встречается. В 1933 году Исаак Малик уехал в Москву. Он дожил до 91 года и умер в 1975 году. В его доме никогда не было ни одного рисунка, ни одной картины.



Наум Соболь (1898 - 1967) в 1916-1920 годах учился в приватной художественной студии Юлия Бершадского и А.Нюренберга (1916-20) в Одессе. Член Общества независимых художников с 1918 года. С 1938 по 1963 годы он был главным художником Харьковского театра русской музкомедии, оформил около 100 спектаклей.

Вы можете узнать о художниках - членах Общества независимых художников г.Одесса из этих статей и книг.
http://www.odessitclub.org/publications/almanac/alm_17/alm_17_166-173.pdf
- Общество независимых художников г.Одесса. О.М.Барковская
http://www.moria.hut1.ru/ru/almanah_06/01_05.htm
- Яков Перемен- человек-феномен. Леся Войскун
http://www.gesharim.org/books/?books_id=339
- Одесские парижане. Произведения художников-модернистов из коллекции
Якова Перемена (2006). Музей русского искусства, Рамат-Ган,"Мосты
культуры", Москва
http://www.sothebys.com/minisite/pdf/N08628/pdf/N08628_Pereman.pdf
- каталог коллекции Якова Перемена
http://www.artlover.com.ua/node/612
- каталог коллекции Якова Перемена
http://www.moria.hut1.ru/ru/almanah_03/01_15.htm
- о Михаиле Гершенфельде
http://www.migdal.ru/times/103/19096/
- о Теофиле Фраермане
http://www.moria.hut1.ru/ru/almanah/01_14.htm
http://www.ecoledeparis.org/artists/view/alexandre_fasini
- о Сандро Фазини
http://copy.yandex.net/?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Fwww.odessitclub.org%2Fpublications%2Falmanac%2Falm_23%2Falm_23_208-217.pdf&lr=213&text=%D0%A1%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B4%20%D0%9E%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87&l10n=ru&mime=pdf&sign=dfe073a751dbc44c0922ac9ab2c67ec1&keyno=0
- о Сигизмунде Олесевиче
http://www.odessitclub.org/publications/almanac/alm_11/contents/page30.htm
- об Израиле Мексине
http://www.ecoledeparis.org/artists/view/samuel_granowsky
- о Сэме Грановском
http://www.amshey-nurenberg.com
- об Амшее Нюренберге
http://www.amshey-nurenberg.com/NUERENBERG_BOOK_Ed.O.Tangian.pdf
- А. Нюренберг Одесса - Париж - Москва. Воспоминания художника.
Москва, Мосты культуры - Гешарим
http://vbabenkov.livejournal.com/482.html
- об Исааке Малике
http://booknik.ru/news/report/?id=32107
- Одесские парижане, или Туда и обратно.
http://hudpromo.livejournal.com/4520.html#cutid1
- Одесская школа. Авангардный класс
www.migdal.ru/times/116/23984/?&print=1
- Баллада о «независимых» Михаил Рашковецкий Мигдаль Times №116.

ecole de paris, jewish art, art, ukrainian art, isaak malik, art links

Previous post Next post
Up