Третья Эмиграция - Беседа с Зинаидой Шаховской

Apr 18, 2012 23:09

Источник: http://www.belousenko.com/vremya_i_my/vremya_i_my_14.pdf

3.  Ш а х о в с к а я . "А я, знаете, хотела бы подойти к этой про­блеме совсем с другой стороны. Согласитесь, что для  того,  чтобы оказывать влияние на Запад, надо хоть немного его знать, уметь говорить на общем с ним языке. Мне кажется, 
что люди третьей эмиграции - и в этом не их вина, а беда - не знают Запада. Будучи всю жизнь отрезанными от свободного мира, они, естественно, не знакомы с его нормами и обычаями и поэтому не мо г ут проникнуть в этот мир. Ведь в Советском Союзе отсутствует не только свобода, но даже и любая альтернативность мышления. Все разграничено - к то не с нами, тот против нас! И похоже, что это впитыва­ется в поры человека с первых дней жизни. Вот и получа­ется, что, восставши против строя, эти люди, возможно, сами того не замечая, несут на себе его черты. Вместе с не­приятием режима они вывозят из России непреклонность и резкость суждений, а иногда даже и экстремизм, который Запад не приемлет. Здесь, в условиях демократии, вырабо­таны совсем иные манеры и формы общения, люди предпо­читают говорить в спокойном, академическом тоне, исключа­ ющем  в с я к ую запальчивость и резкость выражений. Впрочем, лично я настроение новоприбывших очень хорошо понимаю - когда человек всю жизнь прожил с завязанным ртом и нако­нец обретает свободу, ему трудно сохранить академический тон профессора Сорбонны. Тем более когда речь заходит о режиме, который в его глазах навсегда останется  к о н­центрационным лагерем, изуродовавшим его жизнь. Но объективная суть ситуации от этого не меняется. По-видимому, людям, выросшим в СССР, кажется, что чем ярче, жестче и грубее будет форма их протеста, тем скорее он дой­дет до Запада. На самом деле происходит обратное. Это шокирует Запад, ибо он отрицает в принципе подобный подход, считая, что это методы, ну, скажем, советской прес­сы... И еще тут проявляется, по-видимому, отсутствие при­вычки уважать инакомыслие, без чего вообще невозможно го­ворить о демократии. Среди моих знакомых, например, есть марксисты, левые французские писатели, с  которыми я могу не соглашаться, полемизировать, но от этого они не стано­вятся в моих глазах, извините, мерзавцами, в полемике с  которыми я должна отказаться от определенных этиче­ских норм. Для нашей газеты это отнюдь не теоретический вопрос, а вопрос  п р а к т и ки - должны ли на ее страницах отражаться разные  точки зрения? "Русская мысль" предо­ставляет трибуну и людям, с мнением  которых она совершен­но не согласна и которые очень далеко от нее стоят. Меня, например, часто упрекают, что мы публикуем статьи Жо­реса Медведева. Его левые позиции не разделяют большин­ство выходцев из СССР. Разумеется, не разделяем их и мы. Но  п о с к о л ь ку Жоресу Медведеву негде ответить, когда на него нападают, мы предоставляем ему трибуну. Боль­шинству третьей эмиграции это кажется невозможным, для меня это выглядит совершенно естественным. На стра­ницах "Русской мысли" вы можете спорить о чем угодно, но только на хорошем уровне: чтобы на человека, не со­гласного с вами, не навешивались  я р лыки - он-де нечестен, недобросовестен, сталинист и пр. Конечно, свободная прес­са существует для того, чтобы вы могли свободно выражать свои мысли. Но ваша свобода кончается там, где начинает­ся чужая свобода, не правда ли? Так устроена демократия. Именно в этом смысле я столь решительно ратую за соблю­дение западных этических норм полемики и отношения 
к инакомыслящим."
В зеркале трех эмиграций - Елена Скарлыгина
 http://magazines.russ.ru/nlo/2008/93/sk21.html

эмиграция, interview

Previous post Next post
Up