Сомнение. 2008 г.

Jan 19, 2020 20:22


Реж. Джон Патрик Шенли



Сперва, этот фильм привлек мое внимание актерским составом, да еще неплохим рейтингом. Потом я увидела количество номинаций на Оскар, Золотой глобус и не только. А когда я увидела, что это психологическая драма, да еще снятая по пьесе, получившей в 2005 г. Пулитцеровскую премию.. градус моего интереса повысился настолько, что уже очень не хотелось разочароваться.
  В фильме рассказывается про взаимоотношения директрисы приходской школы - сестры Элозиус (ее играет Мэрил Стрип) и священника, отца Флинна ( Филлип Сэймур Хоффман). Третьей в этом треугольнике является монахиня-учительница, сестра Джеймс. Она становится катализатором конфликта, рассказав о своих подозрениях в "особых" отношениях между отцом Флинном и одним из учеников школы - афроамериканским мальчиком, который недавно пришел в класс и у которого проблемы с адаптацией, поскольку он первый и единственный ребенок с таким цветом кожи.
  А дальше начинается вальс. Или даже, скорее, танго, между Сестрой Элозиус и священником. Судя по накалу страстей, каждую минуту ждешь какого-то взрыва, рукоприкладства, настолько показано столкновение принципиально разных жизненных позиций и убеждений. Монахиня - фанатичная, категоричная, строгая, навевающая ужас на учеников,ставящая церковь и всех, кто ей служит, на пъедестал, определяя их в особую касту "других". И отец Флинн - добрый, мягкий, понимающий, с современными взглядами, желающий идти в ногу со временем и быть ближе к прихожанам, быть частью их семьи. Конечно, симпатии зрителей склоняются на сторону пастора, кто же любит такие фанатичные крайности.
  НО параллельно с этим совершенно другая ситуация. Сестра Элозиус выступает в роли защитника мальчика от отвратительных, греховных приставаний священника. А пастор обвиняется в ужасном преступлении - совращении малолетнего. И вот уже у зрителя появляются сомнения, кому же верить? Кто хороший, а кто плохой в этой битве?
  И опять поворот, выясняется, что пастор может объяснить странности в поведении мальчика, даже есть свидетели.. и опять маятник качается в противоположную сторону.
Весь фильм построен на диалогах, на лаконичных сценах, а пасторские проповеди практически становятся голосом за кадром, который раскрывает происходящее, но не упрощая и не объясняя, а наоборот, добавляя сложности и многослойности в эту историю.
  Само название фильма - Сомнение. С одной стороны, сомневаться - самое правильное, что мы можем делать. Критически подходить к ситуациям, информации, не принимать на веру все только из-за влияния авторитетного мнения, всегда стараться увидеть картину в объеме, с разных сторон. С другой стороны, когда поводом для сомнений становятся сплетни и слухи.. если это незаметно подтачивает ваше доверие к хорошему человеку, меняет отношение, этакий червячок, от которого сложно избавиться, а проверить истинность еще сложнее.. Где же этот баланс, между критичным мышлением и доверием к людям? Это только один из многих вопросов, которые появляются при просмотре.
  Огромным удовольствием было размышлять в течение всего фильма, а где же правда? Было или нет? Ведь, если было, то поведение директрисы оправдано, а если не было- тогда ее убежденность, основанная лишь на былом опыте и ее твердолобых убеждениях, привела только к лживым подозрениям и слухам..
  Весь фильм меня не покидали воспоминания о другом фильме - "Охота". Там так же герой ощущает на себе последствия подозрений, обвинений и сплетен. Только если в "Охоте" ясно раскрыли истину, невиновность главного героя, то в "Сомнении" этот вопрос так и остался открытым, зритель сам для себя принимает решение - виновен пастор или нет.
  Наш мозг очень не любит неясности. Если мы чего-то не знаем, мозг делает все возможное, чтобы, все-таки, принять какую-то точку зрения. А частенько, додумывает факты, притягивает за уши доводы, лишь бы получить ясную картину. И самое удивительное, вскоре начинает в нее верить! Поэтому, когда смотришь такие фильмы, весь фильм чувствуешь непреодолимый зуд и неудовлетворенность, желая, наконец, понять, каков же ответ.
  А если ответа не дается, как в этой картине, ты придумываешь ответ сам. Потому что ответ должен быть. Ведь есть только один вариант, правда? Было, либо не было.
  Но я выбираю третий путь. Не принимать никакого решения. Не выбирать никакого ответа. Потому что, как и в жизни, ответ может быть любой. Причины, побудившие пастора так себя повести, так говорить, так делать- эти причины в равной мере могут быть как те, так и иные. В этом фильме недостаточно фактов, чтобы быть уверенным в ответе. Поэтому для меня ответа нет. Не хочу принимать решение, основываясь на эмоциях, моих додумках, "интуиции".
То, что фильм всколыхнул во мне столько мыслей, дискуссий с самой собой, доставил столько удовольствия от наслаждения бесподобной актерской игрой, сложностью характеров, диалогов, аллегорий, многослойностью идей, противоречивых и неоднозначных мыслей, да еще прекрасной операторской работой, стилистикой, музыкой -  это убеждает меня в том, что все номинации были не напрасны.
  Действительно, отличный фильм, который может вывести из равновесия, доказать, что нет ничего однозначного, чернобелого, простого, все имеет две стороны. Да нет, гораздо больше сторон.

мерил стрип, shumerka_review, американское кино

Previous post Next post
Up