Австралия 1975 г.
Реж. Питер Уир
Когда хочется сформулировать свое мнение о фильме, нужно всегда очень осторожно подходить к своим ощущениям. И остерегаться впасть в грех субъективизма, осудив то, что просто еще не готов понять. Или то, что в принципе недоступно твоему осмыслению из-за специфики восприятия.
Фильм "Пикник у Висячей скалы" относится как раз к таким произведениям. Первым впечатлением после окончания фильма было недоумение. Я действительно не поняла, зачем вообще снимали этот фильм и что хотели им сказать.
Но такие эмоции возникли у меня постольку, поскольку во всех фильмах, книгах, картинах и т.д. я ищу интеллектуальный или философский смысл, идею, которая неразрывна связана с сюжетом. А в этом фильме сюжет максимально бессмысленный и не играющий первостепенной роли.
В 1900 г. в День Святого Валентина группа девушек с воспитательницами из женского колледжа поехали на пикник к местной достопримечательности - Висячей скале. Таинственным образом несколько девушек и одна воспитательница пропадают. Дальше начинаются поиски и последствия этого исчезновения.
Но во всем фильме так и не дано хоть сколько-нибудь адекватного объяснения, что же там случилось. Почему пропали девушки, куда они делись. Есть лишь двусмысленные намеки, поэтические разговоры и недомолвки, да таинственные знаки.
Для людей, обладающих богатой фантазией, любовью к поиску аллегорий, смыслов, метафор и тому подобного, этот фильм дает неограниченное пространство для рассуждений.
А поскольку я не настолько эмоционально, поэтически или философски развита, у меня он оставил только чувство недоумения.
К счастью, я не совершила ошибки осуждающего. Я не считаю, что раз я не поняла задумку - это значит, что фильм плохой, глупый или пустой. Просто он рассчитан на другого Зрителя.
То, что фильм достоен внимания - это очевидно. В нем много хорошего, занимательного и любопытного. Вообще, все происходящее на экране я могу назвать одним словом - поэзия. Этот фильм - визуализированная поэзия, ода грациозности, женственности, простоте, чистоте и тайне.
Некоторые кадры, я думаю, вполне осознанно, режиссер сделал буквально ожившими картинами.
В этом произведении получилось необычное смещение доминант. Главные герои совсем не главные, сюжет малозначителен, зато окружение, природа, Висячая скала, атмосфера, настроение, солнечный свет - вот они становятся настоящими персонажами - ожившими, со своими характерами, тайнами и историей. А люди только обрамляют и дополняют своим существованием то, что существовало и будет существовать всегда.
К сожалению, поскольку меня в первую очередь интересуют люди и их истории, вся эта поэтичность никак не тронула и не покорила.
Но если вам хочется окунуться в поэзию, таинственность, очарование и даже какое-то суровое волшебство - эта картина то, что стоит посмотреть.