С любимыми не расставайтесь. 1979 г.

Jan 02, 2019 20:01


СССР, реж. П. Арсенов



Бывало у вас так, что вы оказываетесь в новом месте, предположим, оно вам нравится, а потом неожиданно приходит осознание того, что вы тут уже бывали, много лет назад. И не узнали, потому что в тот раз совсем по-другому восприняли эмоционально.  И вот стоите вы, а в голове как будто две разные картинки. Они обе имеют место быть, просто это ощущения двух разных людей, юности и зрелости. У меня такое случилось с этим фильмом.
  Как я и думала, я смотрела его много лет назад, но совершенно не помнила своих впечатлений и сам фильм, спасибо моей девичьей памяти. А под конец я вспомнила. В том числе и то, что я подумала про картину, чем она мне не понравилась, что меня возмутило. Но об этом попозже.


Сюжет довольно прост и незамысловат. В самом начале фильма молодая супружеская пара разводится, а дальше показана их жизнь после развода.
  Он начинает встречаться с другой, она переезжает из их общей комнаты в общежитие и прекрасно проводит время, участвует в ансамбле, ездит на корпоративные выезды. Любопытный момент, что про самих героев нам практически ничего неизвестно. Ни история их знакомства, ни где и кем они работают. Очень часто в кино вставляют всю эту сопутствующую информацию, чтобы лучше раскрыть персонажей, либо флешбэками, либо в диалогах. В этот раз ничего подобного нет, тут вообще диалоги  минималистичные, скупые на информацию. Все внимание сосредоточено на деталях, эмоциональном восприятии характеров.
  Митя - его играет Абдулов, и в этом фильме он потрясающе органичен- средоточие эмоций. Он импульсивен, категоричен, вспыльчив, обидчив и агрессивен. Даже причиной развода стала его ревность к жене, когда она пошла с подругами на день рождения к знакомому и все остались с ночевой.
  Катерина - абсолютный антипод своего супруга. Внешне спокойна, немногословна, горда, с чувством собственного достоинства, упряма, даже на суде не захотела признать, что ничего не было у нее с этим знакомым, поскольку это ниже ее достоинства.
  Трагедия многих пар, любящих друг друга. Неумение первым пойти на примирение, сделать шаг вперед, вопреки ревности, гордости, злости. Осознать что важнее, любовь или собственное эго. Сколько людей расстались вот так, не сумев переступить через свои мнимые обиды, ради чего-то гораздо более глубокого, значимого и важного.
  В этом фильме как раз такой случай. И удивительно простыми средствами показаны их эмоциональные переживания. Митя, в буквальном смысле, мечется как тигр в клетке, его разрывает от сменяющих друг друга эмоций, от ярости и бессилия, обиды и любви. Катерина рядом, но уже не его, это сводит с ума - и он направляет свой гнев на того, кого он считает причиной всех бед- знакомого, у которого она была на дне рождения. Катерина же наоборот, все держит в себе, но ее обида и возмущение глупым поведением мужа тоже ясно видны.
  И в конце концов, все сдерживаемое прорывается наружу . У Мити - взрывом ярости к виновнику развода, а у Катерины - эмоциональным взрывом, когда уже невозможно все держать в себе и стараться быть сильной.
  Очень сильная финальная сцена, она расставляет все по местам и убирает все сомнения в том, а есть ли любовь. С любимыми не расставайтесь - вот о чем этот фильм, а последний кадр совершенно очевидно иллюстрирует главную идею.
   Поэтому мне было так удивительно вспомнить свои эмоции много лет назад от этой картины. Я была в недоумении и возмущении. Что за глупый фильм, вообще о чем он?? Муж явно самодур, жену не любит, раз сразу завел новую подружку, а жена весь фильм спокойная как танк, веселится с коллегами, да разве она так смогла бы, если б страдала от потери любимого человека?  В те годы я не могла понять и принять тот факт, что ты можешь встречаться с кем-то еще, если твое сердце разбито, а ты в отчаянии.. что ты можешь смеяться, шутить и веселиться, когда внутри дыра, размером с сердце.. все это не было понятно юной девушке, которая делила все на белое и черное. А сейчас все ощущаеся по-другому. И многие моменты в фильме отдаются чувством узнавания, понимания и грусти.
  Не могу не упомянуть и еще один момент. Многие критикуют качество фильма, пленки, цветовой гаммы, мол, низкобюджетное кино, снято дешево, но игра актеров спасает. Хочу заступиться. Как раз цветовая гамма, шумы, блестящая операторская работа - все это идеально подходит к сюжету и атмосфере картины. Львиная доля общего настроения принадлежит как раз оператору и интересным раскадровкам, особенно хороши съемки в камерных пространствах. А вкупе с диалогами, стилистикой, сюжетом, характерами и поведением главных героев, фильм для меня становится в один ряд с лучшими примерами европейского артхаусного кино того времени.

рецензия, Абдулов, shumerka_review, советское кино, review

Previous post Next post
Up