2013 США
Этот фильм мог легко пройти мимо меня, если бы не совет моей любимой сестры.
"Это документальный фильм, но я уверена, что тебе понравится! Тем более, ты же тоже фотографируешь на пленку",- сказала она, и я не смогла устоять.
По мере того, как я смотрела, я истерично написывала ей сообщения, комментируя происходящее на экране. В основном, все мои мысли сводились к двум словам: "спасибо" и "круто!"
Сейчас попытаюсь объяснить, чем же меня так зацепила эта история.
Про то, что существует такая фотохудожница, как Вивьен Майерс, я знала давно. Естественно, в памяти осталась эта история, услышанная мельком, про бедную няню всю жизнь сидевшую с чужими детьми, которая на деле, уже после ее смерти, раскрылась как уникальный, самобытный фотограф.
Но подробностей я не знала, поэтому было безумно интересно следить за ходом событий.
Фильм чем-то напоминает детективную историю, сразу хотелось сказать- не может быть, не верю! Ведь такое может случиться только в книгах или кино, но не в реальной жизни.
Случайно пришедший на аукцион парень, случайно ему были нужны старые фотографии, случайно покупает коробку с негативами. Случайно оказывается, что он любопытный и терпеливый, поэтому начинает рыть в поисках ответа на вопрос, а кто же это, Вивьен Майерс?
В интернете про нее ни слова, есть только куча старого хлама в той коробке. И тысячи негативов.
И как по хлебным крошкам, этот парень по крупицам собирает информацию, распутывает этот клубок. Находит людей, ее знавших, детей, с которыми она сидела, проявляет невероятное упорство в поиске ее родственников, ну совершенно как в детективных фильмах, находит маленький городок в другой стране.. по деталям на фотографиях!!
Это действительно чудо, что эта коробка, положившая начало длинному и фееричному пути к славе Вивьен Майерс, эта коробка попала в руки именно тому человеку, который понял ее ценность.
Больше про сюжет не буду, скажу лишь, что от экрана сложно было оторваться, фотографии действительно великолепные и было жалко пропустить хоть одну.
Большим плюсом является и стиль фильма. Не скучно, фотографии вплавлены в повествование, дополняют и обогащают его, интервью с теми, кто знал Вивьен составлены мягко и ненавязчиво, стараясь максимально обьективно показать полную картину жизни этой женщины. Даже некоторые нелицеприятные детали не удалены, дабы сделать образ героини идеально положительным. Нет, ее показывают как с положительных, так и с отрицательных сторон.
И это чудесно, потому что перед нами появляется картина реального человека, с плюсами и минусами, странностями, фобиями, привязанностями и увлечениями.
( Недавно видела документалки про принцессу Диану и Эми Уайнхаус, они имеют свои неоспоримые достоинства, но обе как раз грешат излишней прилизанностью образа героини. Во всем чувствуется попытка сгладить, прихорошить, оправдать, что мешало прочувствовать и поверить в историю)
В общем, я была очарована этой историей, очень грустной, но чудесной. Конечно, если бы про Вивьен Майерс узнали при ее жизни, все стало бы совсем похоже на счастливую сказку. В жизни она доживала старость в нищете, заглядывая в мусорные контейнеры и не чуралась подбирать консервные банки с пола ( эти факы все почерпнутоы из фильма, не могу сто процентов утверждать, что это так и было).
Но для нас, как ценителей фотографии, даже посмертная находка ее работ является чудом.
И один моральный вопрос, возникший у меня походу фильма, уже давно терзает мой ум. Честно могу сказать, что до сих пор у меня нет однозначного овета на него. "Можно ли отделить творения от творца, восхищаться произведением, если сам автор далек от морального идеала порядочности? Получится разделить свои чувства к создателю и к его творениям, презирать одного и любить второе?
И не станет ли это некоторым двуличием, не будут ли чувства к работам немного, но все же влиять, оправдывать другие, отвратительные поступки того, кто это создал? Для меня это сложный вопрос, я с пеной у рта веду сама с собой этот спор и никак не определюсь с ответом.
Тем не менее, а скорее даже в том числе и из-за этих мыслей, фильм мне очень понравился. Он получился восхитительный, интересный, неоднозначно разнообразный, как и сама жизнь.
Настоятельно рекомендую всем, кто любит узнавать скрытую сторону медали, кто пытается понять произведение искусства в неразрывной связке с человеком, его создавшим.
А то, что фотографии Вивьен Майерс являются подлинными произведениями искусства, не вызывает никаких сомнений.
P.S. этот фильм напомнил мне еще две подобные документальные работы.
Первая, это широко известный "Выхрд через сувенирную лавку", а второй менее популярный " В поисках сахарного человека". Оба эти фильма таже крайне рекомендую к просмотру.