Рождение политики из духа гуманизма. Наскальная проповедь

Feb 29, 2016 20:37



Если смотреть на политику не как на сложно организованную волю к власти (свойственную скорее животному началу в человеке), а как на служение идеалам ради блага другого, то в этом смысле Прометея можно считать первым из политиков. Его «гуманистическая необычность» легко интерпретируется как новая ступень развития по отношению к другим богам. Наверное, поэтому так много идеологов хотят «забрать» это божество себе.
Прометея не интересовала борьба с тиранией Зевса (либеральная позиция), богоборчество как таковое (вульгарный материализм), или титанизм в смысле реставрации «режима» Кроноса (фашистская позиция).


          Образ Прометея - фундаментальная константа Европейской культуры. Этот образ вдохновлял музыкантов, художников, поэтов, писателей. Миф о Прометее оформлял крупные философские и политические направления на протяжении многих столетий. Эпоха Возрождения пропитана духом великого титана, даровавшего людям священный Огонь познания.
      Если семью олимпийских богов рассматривать как персонификации явлений природы, социальных норм, свойств психики и т.д., то что персонифицирует или обожествляет Прометей?
          У Прометея нет других ярко выраженных качеств, кроме как забота о роде людском. Он представлял справедливые интересы людей в «правительстве» богов. При том он несет ответственность не просто за физическое выживание или благополучие, но и за развитие антропоса. Прометей обусловил переход людей от животной дикости к собственно человеческому бытию.



По Гесиоду, он является создателем людей, которых он слепил из глины и создал, подобно богам, смотрящими в небо. Другие мифы, говорят о том, что люди и животные были созданы богами из смеси огня и земли, а Прометею и Эпиметею (брат Прометея) боги поручили распределить способности между ними. Эпиметей истратил все способности к жизни на земле на животных, а люди остались беззащитными.
      Прометея не интересовала борьба с тиранией Зевса (либеральная позиция), богоборчество как таковое (вульгарный материализм), или титанизм в смысле реставрации «режима» Кроноса (фашистская позиция). Он, после титаномахии, с режимом Кроноса более не мог иметь ничего общего, и к свержению Зевса он тоже не стремился. Его интересовало выживание и развитие Человека. Согласитесь, это разные «повестки». Ради этих идеалов он вел борьбу, заключал союзы, шел на жертвы и сам приносил себя в жертву.
      Во всех отношениях Прометей выделяется на фоне богов и титанов именно политической формой поступков. Прометей не стремится занять трон Олимпа, не желает поквитаться за сброшенных в тартар отца и братьев. Он интригует в пользу людей, т.е. интересов существ с ничтожным онтологическим статусом. Его действия заданы некой большой проектностью (в несколько десятков тысяч лет!). Так, для сравнения, смешно себе представить, чтобы бог морей Посейдон вынашивал проект развития морских катов. Боги и титаны жаждали жертв, грызлись с родней, совершали подвиги через уничтожение хтонических монстров, состязались в искусствах.
       Если смотреть на политику не как на сложно организованную волю к власти (свойственную скорее животному началу в человеке), а как на служение идеалам ради блага другого, то в этом смысле Прометея можно считать первым из политиков. Его «гуманистическая необычность» легко интерпретируется как новая ступень развития по отношению к другим богам. Наверное, поэтому так много идеологов хотят «забрать это божество себе».   
      Имя Прометей можно перевести как «предвидящий», «мыслящий прежде». Действительно Прометея можно считать богом политической стратегии. Помимо гуманистических идеалов этой сущности свойственно стратегическое планирование действий. Противники Прометея выставляют его обманщиком и вором, пусть даже в пользу людей. Однако это поверхностный взгляд. Свои действия он рассчитывал на тысячелетия вперед, подобно дальновидному политику манипулируя интересами богов и людей.


В войне богов и титанов Прометей поддержал богов. Но все могло сложится и иначе. Понимая, что наступило новое время, требующее иных методов борьбы кроме силы, он ведет переговоры с титанами, но терпит неудачу:

Тогда титанам, неба и земли сынам,

Помочь советом добрым я хотел. Но мой
  Совет отвергли. Презирая вкрадчивость
  И всякое лукавство, те надеялись,
  Что грубой силой без труда захватят власть.

Эсхил не уточняет какой именно «добрый совет» хотел дать Прометей титанам, но, скорее всего, речь идет о компетентных консультациях на предмет того как победить богов в обмен на договорённости по другим ключевым вопросам. Для Прометея ключевой вопрос - это судьба людей:
              А мать моя -- и Геей и Фемидою
  Она зовется -- много раз, заранее
  Исход той распри зная, говорила мне,
  Что победитель победит не силою,

Не достигнув интересующего соглашения с титанами Прометей обращается к Зевсу, своему двоюродному брату:

Но тщетно убеждал я и доказывал,

Меня тогда и слушать не хотел никто.

И, видя это, я почел за лучшее

По доброй воле и в союзе с матерью

Пойти на помощь Зевсу. Помощь принял он.

После победы богов вопрос о судьбе человека стал предельно жестко - «быть или не быть». Противостояние с Зевсом (по Эсхилу) начинается после победы богов над титанами. Находясь в состоянии головокружения от успехов, новый царь богов озвучивает намерения извести род людской дабы создать другое человечество.

Едва успевши на престол родительский
  Усесться, сразу должности и звания
  Богам он роздал, строго между ними власть
  Распределил. А человечьим племенем
  Несчастным пренебрег он. Истребить людей
  Хотел он даже, чтобы новый род растить.

Вероятно, это заявление явным образом противоречило достигнутым прежде договоренностям и спровоцировало Прометея на конфронтационные действия. В «Теогонии» Гесиод пишет о том, как Прометей обманул Зевса.  Когда в Меконе встал вопрос о жертвоприношениях - какая часть животного должна доставаться богам, а какая - оставаться людям, разделанную тушу быка Прометей разделил, сложив в одну кучу съедобное мясо, которое скрыл шкурой и прикрыл потрохами, а в другую - кости, прикрытые кусками жира, и затем предложил выбирать самому Зевсу, тот же обманулся, выбрав кости. Затем Прометей выкрал священный Огонь и даровал его людям, после чего был прикован к скалам Кавказа.

Эти действия невозможно рассматривать в отрыве от целостного контекста мифа о Зевсе.
Существовало две взаимосвязанные попытки свержения царя молодых богов. Оба заговора объединяет фигура океаниды Фетиды, возлюбленной Зевса.


Первый заговор организовали Посейдон, Гера и Аполлон. Заговорщикам почти удалось свержения Зевса в Тартар, но Фетида призвала на помощь сторукового гекатонхейра Бриарея и заговор увял. Вторая возможность свержения связана с неизвестным Зевсу пророчеством, согласно которому его должен свергнуть сын, рожденный от богини:

При всем своем тщеславье даже Зевс еще

Научится смиренью. Он готовится

К такой женитьбе, что во мрак безвестности

Его с престола сбросит. Тут и сбудется

Проклятье Крона полностью, которое,

С престолом расставаясь, произнес отец.

Прометей знал, как преодолеть проклятье Кроноса, но требовал освобождения от пыток и оков:

Как этих бед избегнуть, из богов никто
  Сказать не может Зевсу. Только я бы мог.
  Я знаю -- как. Пускай же он упорствует,
  Кичась громами в небесах и пламенем
  Пылающие стрелы с высоты меча.
..........
   Ни хитрости, ни пытки нет, которыми
  Меня склонить удастся к откровенности,
  Пока с меня он мерзких не сорвет цепей.

Может от недосыпа, мне смутно кажется, что я где-то читал, будто имя грядущему на смену Зевса богу - Логос…       
Понимая всю опасность отцовского проклятья Зевс, после столетий (или тысячелетий) заключения и пыток, посылает Геракла освободить Прометея. Освобожденный Прометей сообщает царю богов, что Фетида та богиня, от которой должен был родится тот, кто свергнет его с престола.
Наверное, Прометей знал больше чем поведал. По какой-то причине ему нужно было чтобы Зевс остался на Олимпе. Ему ничего не стоило повисеть на скале чуть дольше и увидеть крах «тирана»:

Вам, новым, внове править и незыблемой
  Твердыней власть сдается вам. Не два ль царя
  С твердыни той упали на моих глазах?
  А третьим, вскоре я увижу, нынешний
  Падет позорно. Так ужели стану я
  Богов бояться новых, трепетать, робеть?

По-видимому, Прометей считал, что договорится с «тираном» как-бы то ни было возможно, а вот с новым Логосом (так же как с Кроносом) не выйдет.


Даровав священный Огонь, Прометей вывел из тьмы дикости все человечество, но у всего есть цена. Разгневанный Зевс посылает людям Пандору, которая станет причиной всех бед.
Каждое приобретение есть потеря, и каждая потеря есть приобретение.


По совету Прометея, Фетиду отдают в жены царю Пелею, это станет прологом Троянской войны, страшной катастрофы, в результате которой человечество лишится героев- полубогов.
Человечество преодолело дикость, а Зевс, преодолев злой рок, будет править еще тысячу лет. Честный размен. Хотя эхо Троянской войны будет доносится до нас сквозь тысячелетия. Но, мы же говорим про миф, не так ли?


Дух Прометея-предвидящего необходим сегодня, когда вопрос «А, что будет дальше?» является самым острым вопросом актуальной политики. Элита нашего государства находится в состоянии оцепенения или «стратегического тупика». Многие десятки лет эта элита стремилась встроить Россию в западную матрицу. Но запад, вместо того чтобы предоставить нам достойное место как равным, объявил новую войну и желает строить новый мир против России, за счет России и на обломках России. Все тщетно, стратегический проект рухнул, и элита должна уйти. Как этой злополучной элите избежать злого рока и не уничтожить своими действиями страну?
Ответ на этот поистине божественный вопрос может дать новая интеллигенция, которая подобно Прометею станет на защиту многострадального народа и выведет государство из тупика. Когда появится такая интеллигенция, тогда родится подлинная гуманистическая политика.

Оригинал взят у pavelkapustin в Рождение политики из духа гуманизма. Наскальная проповедь.

политика, философия, прометеизм, история

Previous post Next post
Up