Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!
А с какой скоростью надо бежать, чтобы убежать от кризиса? Есть ли вообще шансы от него убежать, или он у нас уже навсегда?
И вообще, такое кризис и куды от него бечь?
Говорить будем не об экономическом кризисе, а о социокультурном. О кризисе, который пронизывает насквозь всё общество и каждого конкретного индивида.
1. Представление о кризисе как о необходимом периоде развития общества.
Согласно этим представлениям кризис - это некий переходный этап, имеющий свои определенные временные рамки. В этих рамках старое ещё не разрушилось, но разрушается, а новое ещё не образовалось, но образуется - т.е. всё находится в процессе. Процесс этот закончится, и мы получим новую ступеньку развития человечества.
Таких взглядов придерживались, к примеру Гегель и Питирим Сорокин.
2. Представление о кризисе как о разрушении данной культуры.
Яркий представитель данного подхода - Освальд Шпенглер, утверждающий, что европейская культура умирает, превращаясь в цивилизацию («Закат Европы»). При этом происходит разрушение традиционных культурных ценностей, на полную мощь включаются все механизмы отчуждения, господство техники разрушает индивидуальность. И этот процесс необратим.
Какое из этих двух представлений можно применить к сегодняшней ситуации?
Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, каковы механизмы развития культуры.
Если обобщить, то их два: традиция и инновация.
Традиция - это сохранение и воспроизводство форм деятельности и системы культурных ценностей.
А инновация - это обновление культуры, привнесение в неё новых элементов.
Традиция и инновация работают вместе: культура сохраняется и одновременно обновляется. Инновации превращаются в традицию в течение многих поколений.
Но проблема в том, что эта модель в современном мире отчаянно пробуксовывает. Постоянная гонка за новизной делает проблематичным сохранение культуры через традицию. Но проблематично и обновление культуры через инновации, потому что «гонка за новизной» делает акцент на новизну поверхностную, сиюминутную. Получается, что старое разрушается, а возникающее новое не успевает закрепляться.
С одной стороны, окружающая реальность устаревает быстрее, чем человек успевает к ней привыкнуть. Но с другой стороны, не происходит принципиально нового прорыва. Можно сравнить с бесконечным изматывающим бегом на месте.
Выходит, кризис приобретает перманентный характер. Но тогда кризис ли это вообще или это нечто другое - странное состояние общество, которое называют постмодерн, а иногда постпостмодерн, а иногда просто «бардак». В любом случае, прежние представления о кризисе тут не работают.
А теперь вернёмся к цитате из Льюиса Кэрролла ("Алиса в стране чудес"), с которой я начала эту заметочку:
Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!
Мы бежим со всех ног и остаёмся на месте. Но мы ведь хотим куда-то попасть?
Ну во-первых, надо знать куда - а то ещё ненароком начнёшь бегать по кругу или в обратном направлении. Т.е. у человечества должна быть цель.
(Кстати, а как вы представляете себе цель, достойную того, чтобы к ней стремилось человечество? Очень интересно будет услышать ваше мнение)
А во-вторых, зачем бежать? Ведь есть более быстрые способы передвижения. Предлагаю оседлать скакуна под названием «изменчивый мир», накинуть на него узду и поскакать на нём вперёд.
У многих народов мальчик начинал считаться мужчиной, когда ему удавалось пройти такое испытание: оседлать необъезженного скакуна.
Человечеству придется «стать мужчиной». Даже женщинам)) Нет, не подумайте, что я имею в виду все эти приколы с гендерной идентичностью).
Я просто имею в виду, что человечеству (а значит, и каждому конкретному индивиду!) надо повзрослеть, перестать играться в постмодернистские игрушки, прекратить бардак, взять на себя ответственность за собственное будущее. Или есть другие варианты?
Оригинал взят у
invirostov в
Кризис: куда от него деваться?