В
предыдущей статье мы провели небольшой экскурс в историю создания Меджлиса крымскотатарского народа, рассмотрели его структуру и пути выстраивания взаимоотношений с центральной украинской властью и крымскими чиновниками. В этой статье продолжаем обсуждать тему Меджлиса, однако более подробно разберем вопрос, давно интересующий многих - источники его финансирования.
Согласно
Положению, регламентирующему работу этого органа, Меджлис формирует свой бюджет из пожертвований. В документе записано, что средства могут вносить как частные лица, так и организации, в том числе неправительственные и международные. Также Меджлис финансировался через Фонд «Крым», президентом которого был сам М. Джемилев, а также «Имдат-банк», который появился в феврале 1994 года по инициативе и при поддержке самого Меджлиса и по распоряжению и.о. премьер-министра Украины Ефима Звягильского, и одним из учредителей которого был тот же М. Джемилев. Так что за международные организации вкладывали средства в развитие и укрепление Меджлиса на территории Крыма и зачем? Каким образом пополнялась казна фонда Джемилева? Ответы на эти вопросы дают объяснение истинной, а не декларируемой цели реализации проекта «Меджлис крымскотатарского народа» под руководством М. Джемилева.
Так,
на официальном сайте Меджлиса в 2013 г. сообщалось о том, что Международный республиканский институт - МРИ (International Republican Institute - IRI) намерен предоставить наблюдателей на выборах делегатов VI курултая. Эта же американская организация профинансировала создание сайта Меджлиса, выделив на разработку и запуск этого интернет-проекта от 15000 до 25000 долларов США. В том же 2013 г. на новостном интернет-портале
«Новоросс.инфо» была опубликована статья аналитической группы крымскотатарской общественной организации «Милли Фирка», оппозиционной Меджлису. Считаю необходимым привести здесь некоторые выдержки из этой статьи, в которой подробно описаны формы деятельности Международного республиканского института (IRI), а также других американских покровителей и спонсоров Меджлиса.
АРК, Симферополь, 2011 г. В центре: Мустафа Джемилев в окружении представителей IRI
Справа налево: руководитель отдела внешних связей Меджлиса Али Хамзин, руководитель Региональных Программ IRI Александр Спутай, глава секретариата Меджлиса Заир Смедляев, председатель Меджлиса Рефат Чубаров, директор Программ IRI на Украине Майкл Дракмен, руководитель Региональных Программ IRI Константин Плоский
IRI имеет представительства во многих государствах, в том числе и на Украине. Организация работает в тесном сотрудничестве с Государственным департаментом США и некоторыми фондами. IRI получает финансирование через гранты от Госдепартамента США, Агентства США по международному развитию (USAID), Национального фонда поддержки демократии, а также из ряда других фондов. Совет директоров IRI возглавляет американский сенатор от Аризоны Джон Маккейн. Также в Совет директоров входят: бывший советник по национальной безопасности Брент Скоукрофт, бывший помощник государственного секретаря по делам Африки Констанции Берри Ньюман, бывший председатель Республиканской партии Фрэнк Дж. Фаренкопф-младший, члены Сената США и Палаты представителей США. «IRI работает в странах, важных для интересов США, где мы можем изменить ситуацию», - говорит Лорн Крейнер, Президент IRI.
Одним из основных источников финансирования деятельности IRI является «Национальный фонд демократии» (также известен как «Национальный фонд поддержки демократии» National Endowment for Democracy - NED) - американская организация, основанная в 1983 году Конгрессом США.
Роль Конгресса до сих пор заключается в формировании Совета директоров NED (из числа конгрессменов), а также специального денежного фонда, из которого NED выделяет гранты по всему миру для «борцов за демократию».
Ежегодно на выделяемые Конгрессом США средства фонд финансирует сотни грантов на поддержку «демократических кругов» в Центральной и Восточной Европе, Азии, Ближнем Востоке, Африке, Латинской Америке и Евразии.
В России NED целенаправленно финансировал Московскую Хельсинкскую группу Людмилы Алексеевой, а также деятельность Александра Подрабинека - давних соратников Мустафы Джемилева, совместно с которыми он в 2012 году учредил так называемый «Крымский форум».
Президентом NED является Карл Гершман. Одним из членов совета директоров фонда является Збигнев Бжезинский - главный пропагандист имперских амбиций США.
Президент фонда Карл Гершман объяснял создание фонда тем, что для «демократических кругов по всему миру» было бы нежелательно получение финансирования напрямую из ЦРУ. Поэтому, по словам Гершмана, и был создан NED - как благопристойное демократическое прикрытие денежных вливаний в проамериканские группы влияния на территориях других государств.
Один из основателей фонда, Аллен Вайнштейн, в 1991 году также отмечал, что многое из того, чем занимается фонд, раньше было работой ЦРУ.
Как неправительственные организации IRI и NED могут обеспечить помощь тем или иным силам в ситуациях, когда помощь правительства США по дипломатическим и политическим соображениям была бы невозможной.
Формальная «независимость» NED и финансируемого им IRI от государственных институтов позволяет им принимать пожертвования от частных лиц и корпораций. А главное, дает легальную возможность выступать на международной арене как «частные» юридические лица, якобы, не имеющие никакого отношения к американскому правительству.
Тем не менее, статус «частной организации» рассеивается, как дым, стоит только заглянуть на сайт NED:
«National Endowment for Democracy основывается на идее, что американская помощь по защите демократии за рубежом идет на пользу США и тем, кто борется за свободу и самоопределение во всем мире». Ее роль - это оказание политической поддержки и помощи «демократическим силам» в «щекотливых политических ситуациях», когда финансовая поддержка местных общественных организаций американскими фондами, входящими в государственные структуры (как, например, USAID), расценивалась бы как открытое вмешательство правительства США во внутренние дела других стран.
В 2011 году Викиликс опубликовал данные, согласно которым NED оказывал поддержку арабским движениям, которые в дальнейшем приняли активное участие в серии разразившихся на Ближнем Востоке разрушительных событий.
Если сопоставить список стран, в которых за последние 30 лет произошли государственные перевороты или масштабные социальные перемены, связанные с изменением государственного строя, со списком стран, в которых ведут свою деятельность NED и IRI, невозможно не заметить практически 100%-ной корреляции этих списков:
- Развал стран бывшего соцлагеря в середине 1980-х (Венгрия, Болгария, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Чехия).
- Распад СССР в 1990-х (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Молдавия, Россия, Украина, Эстония).
- Проблемы на Среднем Востоке, в Южной и Юго-Восточной Азии (Афганистан, Пакистан, Бангладеш, Бирма, Индонезия и Восточный Тимор, Камбоджа Шри Ланка).
- Войны и перевороты в Африке (Ангола, Зимбабве, Кения, Марокко, Нигерия, Сомали, Судан, Уганда).
- Ближневосточные войны в 2000-х (Ливан, Палестина).
- События «арабской весны» 2011-2012 гг. в Тунисе, Египте и Йемене; гражданские войны в Ливии (привела к падению режима) и Сирии (продолжается); гражданское восстание в Бахрейне; массовые протесты в Алжире, Ираке, Иордании, Марокко и Омане; протесты в Кувейте, Ливане Мавритании, Саудовской Аравии, Судане, Джибути и Западной Сахаре.
Таким образом, можно утверждать, что деятельность Международного республиканского института (IRI), финансируемого «Национальным фонд поддержки демократии» (NED), действительно «изменяет ситуацию в странах, важных для интересов США».
Итак, мы видим, что Меджлис защищает отнюдь не интересы крымских татар, проживающих или проживавших на территории Крымского полуострова, а исполняет задачи, поставленные ЦРУ и Госдепом, работая на дестабилизацию региона и страны. Скажем прямо, результат очевиден. Столь подробная выжимка аналитической статьи «Милли Фирка» дает полное понимание того, что и лидеры Меджлиса являются всего лишь марионетками в руках своих американских хозяев.
Такое обширное влияние американских структур на территории Крыма в период его нахождения в составе Украины обуславливает и активную деятельность на полуострове известной международной террористической организации «Хизб-ут-Тахрир», запрещенной во всех странах мира, кроме Украины и США, что, в свою очередь, поспособствовало радикализации значительной части крымских татар.
6 июня 2013 г. Митинг «Хизб-ут-Тахрир» в Симферополе
Следует отметить, что присутствие в Крыму группировки «Хизб-ут-Тахрир» было Меджлису совсем не выгодно, поскольку являло собой угрозу частичной или полной потери монополизированного идеологического, духовного и административного влияния Меджлиса на крымскотатарскую часть населения Крыма, а, следовательно, могло привести к ослаблению политических позиций Меджлиса в Крыму. Именно поэтому перед лидерами Меджлиса встала необходимость создания силовой поддержки для укрепления авторитета организации в глазах крымскотатарского сообщества и украинской власти, в результате чего стали образовываться радикально-исламистские ответвления Меджлиса под видом независимых крымскотатарских общественных организаций и партий, причем действующих не только на территории Крыма, но и в других областях Украины. Наиболее известные из них - «боевое крыло» Меджлиса партия «Адалет» (к ней мы вернемся чуть позже и рассмотрим более подробно), Нурджулар и Ар-раид. Очевидно, что создание подобных структур было выгодно как лидерам Меджлиса для контроля украинской власти и поддержания собственного авторитета, так и зарубежным меценатам, использующим радикальное крыло крымских татар для усиления антироссийских настроений на как на полуострове, так и на материковой Украине.
В следующей статье мы рассмотрим динамику выстраивания взаимоотношений Меджлиса с официальной Анкарой и турецкими организациями и фондами за прошедшие два десятилетия.
Оригинал взят у
kat_sev в
Международные терминалы финансирования проекта "Меджлис": США