Оригинал взят у
aberrationist в
Почему ростовчане не хотят видеть в городе памятник Солженицыну? А.И. Солженицын выступает с лекцией в Гарварде, 1976 г.
На сервисе "Активный Ростовчанин" недавно появилась
новая инициатива. Её автор предлагает переименовать расположенный в Советском районе Ростова-на-Дону проспект Солженицына "в свете категорического неприятия ростовчанами" данной личности. Автор инициативы приводит несколько имён, которые, по его мнению, не стыдно было бы дать данному проспекту, но при этом предлагает дополнять список, чтоб из него можно было выбрать наиболее достойную личность. То есть важно для автора именно то, чтобы проспект не носил имя Солженицына.
Отчего же так происходит? Почему в народе существует столь сильная нелюбовь к человеку, который вроде бы является известным русским писателем? Почему мнение власти в данном вопросе всё-таки не совпадает с мнением народа и она, плюнув на собственные процедуры (в виде названного выше интернет-сервиса) всё-таки намерена установить в Ростове памятник Солженицыну? Попробуем во всём этом разобраться.
Интересно, что 55 лет назад ситуация была во многом похожей. Имя Солженицына прогремело на всю страну в 1962 году, когда в ноябрьском номере "Нового мира" была опубликована его повесть "Один день Ивана Денисовича". Советские газеты и журналы наполнились тогда хвалебными рецензиями в адрес автора. Его хвалили как литературные критики, так и большинство известных советских писателей. С молодым автором встретился первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв.
Журнал, в котором впервые была опубликована повесть Солженицына
Интересны в этом плане воспоминания публициста Владимира Бушина, который в своей книге "Неизвестный Солженицын" приводит целый ряд откликов от читателей на свои же хвалебные статьи о Солженицыне в советских журналах. Оказалось, что далеко не все читатели разделяли его восторженность. Более того, многие из них жаловались, что пресса отказывается публиковать их письма с отрицательными отзывами на повесть Солженицына.
Владимир Бушин
Если вдуматься, в ситуации этой нет ничего удивительного. Одним из краеугольных камней хрущёвской политической программы была так называемая "десталинизация", фактически вылившаяся в огульное очернение личности И.В. Сталина. Появления писателя-лагерника, якобы незаконно репрессированного при Сталине и живописующего тяготы жизни в сталинских лагерях, было очень удачным подспорьем в этой борьбе. Поэтому и не нужны были в советских журналах отрицательные отзывы об этом авторе. Поэтому и получил он тогда режим максимального благоприятствования.
Однако прошло совсем немного времени и советские авторы, очень тепло принявшие Солженицына, вдруг начали поочерёдно от него отворачиваться, ознакомившись со следующими его произведениями и оторопев от них. В прошлый раз я рассказывал о реакции на них Михаила Шолохова, но ведь не только у него она была таковой.
Аналогичное возмущение действия Солженицына вызвали и у народного поэта Дагестана Расула Гамзатова: "Он не столько боль выражает, сколько зло выплескивает, не столько переживает, сколько злорадствует. <...> Он хочет подчинить своим злым замыслам добрые помыслы народа, судьбу и историю Родины. <...> Лучшие художники слова всегда выражали недовольство собой. Он же недоволен народом, Родиной нашей". "Жить на земле, пропитанной кровью и потом многих поколений своего народа, и смешать с грязью его прошлое, настоящее и будущее - это уж слишком".
Возмущение поведение Солженицына вызвало и у советской писательницы Мариэтты Шагинян, в честь которой в Ростове-на-Дону ежегодно проводятся "Шагиняновские чтения". "Удивляюсь нашей терпимости к таким подонкам. Солженицын, оставаясь безнаказанным, разлагает нашу молодежь", - возмущалась когда-то Мариэтта Сергеевна.
Высказывался по поводу Солженицына и ещё один донской писатель, Анатолий Калинин, в память о котором в нашем регионе проходит ежегодный фестиваль "Калининское лето". "Тот самый литературный Половцев, который в свое время получил образование на народные деньги в Ростовском университете, а ныне клевещет на автора «Тихого Дона» и его страну", - охарактеризовал когда-то Анатолий Вениаминович нашего литературного власовца.
Губернатор Ростовской области возлагает цветы к могиле Анатолия Калинина, 2016 г.
Да и сам Александр Твардовский, который дал когда-то Солженицыну путёвку в жизнь, со временем стал высказываться о нём совсем иначе. Так, о пьесе своего подопечного "Олень и шалашовка" он высказался крайне негативно: "Я бы (в случае её опубликования) написал против неё статью. Даже бы и запретил".
Роман Солженицына "Раковый корпус" тоже не вызвал у Твардовского восторга: "Даже если бы печатание зависело целиком от одного меня, я бы не напечатал. Там неприятие Советской власти. <...> У вас нет подлинной заботы о народе! Такое впечатление, что вы не хотите, чтобы в колхозах было лучше, у вас нет ничего святого. <...> Ваша озлобленность уже вредит вашему мастерству".
Александр Твардовский
Можно приводить ещё множество мнений советских писателей о поведении Солженицына, но, думаю, что это излишне. Да и не только писателей здесь можно вспомнить. Высказывался о нём, к примеру, и Герой Советского Союза лётчик-истребитель Алексей Маресьев, ставший прототипом главного героя книги Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке". "Только обезумевший от ненависти маньяк, человек без рода и племени может так глумливо говорить о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, о героях, память о которых священна для каждого советского патриота", - с такими словами выступил когда-то Алексей Петрович на страницах советской печати.
Алексей Маресьев
Эти цитаты я привёл не просто так. Я привёл их для того, чтобы чуть лучше понять, почему же от Солженицына вдруг стало отворачиваться общество. И, благодаря им, всё становится ясно со всей определённостью. Все, чьи высказывания здесь приведены, были советскими и русскими патриотами. И критиковали они Солженицына именно за его антигосударственную позицию, за его стремление очернить историю нашей страны. Точно так же, как сегодня многие критикуют за такую же позицию Андрея Макаревича, Михаила Касьянова и других людей, вставших на сторону врага в ведущейся против России новой "холодной" войне. Позиция Солженицына была ещё более злобной, поэтому и неприятие у простых граждан он вызывает большее.
Главным объединяющим символом для современной России является победа в Великой Отечественной войне. И мало кто так поупражнялся в её дискредитации, как Солженицын. Всячески оправдывая всех предателей от власовцев и бандеровцев до прибалтийских "лесных братьев", он в таком благостном свете рисовал в своём "Архипелаге ГУЛАГе" картины жизни в оккупированных нацистами территориях: "Придётся вынести портреты с усами и, может быть, внести портреты с усиками. Ёлка придется уже не на Новый год, а на Рождество, и директору придётся на ней (и еще в какую-нибудь имперскую годовщину вместо октябрьской) произнести речь во славу новой замечательной жизни -- а она на самом деле дурна. Но ведь и раньше говорились речи во славу замечательной жизни, а она была тоже дурна. <...> Теперь же, при временном неустоявшемся режиме оккупантов, врать надо было гораздо меньше".
Логичен вывод - если вся разница только между усами и усиками на портретах, а также между датами, в которые наряжают ёлку, да ещё и врать придётся меньше, то ведь и побеждать не надо было. Именно поэтому так милы Александру Исаевичу все, кто пытался помешать этой победе.
Учитывая такое усердие в попытках осквернить святыню Великой Победы, нелюбовь народа к этому литературному деятелю становится ещё более понятной. Как понятно и то сопротивление, которое по всей стране сегодня пытаются оказать попыткам увековечить память Солженицына. Аналогичная с ростовской ситуация сегодня, к примеру, происходит и в Кисловодске, где власть тоже вспомнила о литературном власовце.
Солженицына вновь подняли на знамя в перестройку, когда новой власти, расплевавшейся со своей историей, как и ранее Хрущёву, понадобился кто-то, кто легитимировал бы это расплёвывание и доказал бы, что история была омерзительной. Но сегодня, когда по всей Европе сносят памятники советским воинам, когда бывшие советские республики отказываются от кириллицы, когда нашу страну вновь пытаются выставить мировым злом, продолжать прославлять таких личностей, как Солженицын - это политическое самоубийство.
Власть никак не может осознать, что нельзя одновременно прославлять Победу в Великой Отечественной войне и ставить памятники тем, кто всю свою жизнь посвятил дискредитации этой Победы. Граждане пытаются донести до власти эту простую мысль. И от того, услышит ли их власть, зависит будущее бытие или небытие России. Потому что вслед за памятниками Солженицыну обязательно появятся памятники Власову. А прославление таких героев очень быстро приведёт и к прославлению их наследников - Касьянова, Ходорковского и других.