Оригинал взят у
invirostov в
Три карты: тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, туз, - секрет трёх карт открывает Герману графиня (а, вернее, её призрак).
Однако, это не приносит Герману желанного выигрыша. Впрочем, этот сюжет знаком всем, кто читал "Пиковую даму" Пушкина или смотрел одну из экранизаций этой повести.
Кстати, что касается экранизаций, то их существует аж 9 штук!
На днях я посмотрела одну из них - «Пиковую даму» режиссёра Якова Протазанова, немой фильм 1916 года.
Признаться честно, перед просмотром фильма я была настроена скептически.
Конечно, я знала, что Протазанов - талантливый режиссер, и его фильм «Пиковая дама» считается одним из шедевров немого кино. Знала также, что в фильме были использованы новаторские для того времени операторские приемы. Хорошо знакомо мне было и произведение Пушкина «Пиковая дама». Но смогу ли я в полной мере оценить талант Протазанова, - ведь со времени выхода фильма прошел целый век, кинематограф очень изменился, и я, как и большинство современных зрителей, совсем не приучена к немому кино.
В результате я решила действовать по методу Гуссерля «к самим вещам», то есть отрешиться от всего, что я знала о Протазанове и «Пиковой даме» и, главное, отрешиться от своего негативного отношения к немому кино, и попробовать воспринять фильм по-детски непосредственно. Мне казалось, что тогда, возможно, что-то в фильме сможет меня зацепить, и через это «что-то» я лучше пойму и Протазанова, и немое кино, и «Пиковую даму». Забегая вперед, скажу, что мне это не вполне удалось, но нельзя сказать, что не удалось совсем.
Очень мешала музыка. По идее, она должна была помогать восприятию фильма, усиливать эмоции. Однако её нудное однообразие действовало на меня раздражающе. Кроме музыки, не понравилась некоторая прерывистость сюжета, особенно в части взаимоотношений Германа и Лизы. Мне иногда казалось, что, если бы я не читала «Пиковую даму», то не вполне поняла бы, что происходит в фильме. Но на этом поставленные мной минусы заканчиваются.
Восхитила игра актеров, всех без исключения: и тех, кто играл центральных персонажей (Германа, графиню в старости и в молодости, Лизу), и тех, кто были задействованы в массовке. Что-то в их игре завораживает - с первых же кадров. Вот офицеры увлеченно играют в карты, они азартны и веселы. Герман сразу выделяется среди остальных: он серьёзен, даже суров, в его внешности заметно что-то демоническое (этому способствует грим актера). Возможно, многим покажется, что есть какая-то натяжка в его образе, что он переигрывает (это касается и остальных героев). Если это и так, то мне понравилось это «переигрывание». Во-первых, попробуй-ка передать весь накал чувств без слов. Ну а во-вторых, в этой театральщине было что-то мистическое, вполне соответствовавшее сюжету и делающее фильм очень атмосферным. Понравилась и Лиза: хорошо передано волнение влюбленной наивной девушки. Отличные кадры, где она, ожидая Германа, выглядывает в окно, - я прямо физически ощутила её волнение.
Понравились декорации и костюмы, причем они в фильме из двух разных эпох: времени Германа, и времени молодости графини.
Из спецэффектов очень хороши наплывы кадров - они всегда к месту и для своего времени технически выполнены весьма неплохо.
Потрясающий эпизод, где в кадре Герман, над ним силуэтный портрет, а на стене огромная тень его лица - всё это вместе создает законченный трагический образ. Этот образ повторился в фильме ещё раз: но на сей раз тени нет, а силуэтный портрет на глазах превращается в огромного пикового туза, и Германа опутывает паутина, - трагедия достигла своего финала, Герман окончательно сошел с ума.
Что касается основной идеи фильма, то, она, на первый взгляд, лежит на поверхности: алчность до добра не доведет. Однако только ли в этом дело? Мне показалось, что Герман не столько алчен, сколько с самого начала фильма не вполне душевно здоров. И его увлечение Лизой и даже навязчивое желание выиграть много денег - это лишь поверхностные внешние проявления таинственной внутренней работы его мрачного, больного, склонного к тёмной мистике сознания.
Думаю, выбор Протазановым мистической тематики не случаен - он вполне попадает в общий декадансный дух эпохи (имею в виду не пушкинскую эпоху, а ту, в которой творил дореволюционный Протазанов), отмеченную повышенным вниманием к оккультизму, сновидческим практикам, мистическому символизму.
И завершающие кадры, где Герман находится в психиатрической больнице, вдруг заставили меня ясно увидеть параллель с этой эпохой. Ничего не осталось от сумрачной элегантности Германа, - он просто жалок. Так и декаданс, в конце концов, теряет свою первоначальную манящую сумрачную эстетику и оборачивается липкой серой паутиной, попадая в которую лишенный воли человек превращается в жалкого сумасшедшего.