Утопия и История

Dec 25, 2016 01:05



Изучая сборник научных статей в журнале "Власть", институт социологии РАН,октябрь,2009 г."Народ и власть в Российской Смуте", наткнулся на работу П.П. Марченя «Власть и народ: Утопия и История, или ещё раз о смысле «русского бунта».
На мой взгляд, главным тезисом в ней является следующее утверждение: «политическая власть, воспринимаемая народом как «не своя», не имеет исторического будущего». На протяжении всей работы автор иллюстрирует свой тезис множеством примеров из новой и новейшей истории России, а также примеряет его на текущую политическую ситуацию. Я солидарен с мнением автора, что для преодоления ситуации регресса, в котором оказалась наша страна после развала СССР, необходимо полноценно осмыслить историю взаимоотношений власти и общества и добиться преодоления властью своей дисфункции.
Для пояснения позиции автора, позволю себе несколько развёрнутых цитат.
Марченя даёт следующее определение бунта:
«Бунт - не просто выплескивание негативной энергии, спровоцированное неадекватными действиями власти, но механизм самозащиты, отторжения власти «чужой» и возвращения власти «своей». Логика русского… бунта реализуется в народном движении от власти к Власти… или от империи к Империи». В противовес традиционной западной модели национального государства, автор утверждает, что «Власть в Империи призвана служить… выразителем коллективной воли и миссии народа…, демиургом её целеполагания в истории человечества».

Исходя из этих предпосылок, автор тезисно описывает целостную теорию возникновения русской Смуты именно в тот момент, когда народ в полной мере осознаёт чужеродность властвующего над ним субъекта, который не отвечает заявленным выше целям. В такой трактовке Смута является приведением имперской модели в адекватное состояние «единения власти и народа».

власть, история

Previous post Next post
Up