«Я - учитель». Путь к господству

May 20, 2016 17:00



После меткого выстрела из рогатки портрет Гитлера свалился со стены и под ним оказался... нет, не портрет Сталина, а Пушкин. И учитель, подняв с пола лик Александра Сергеевича, читает отрывок из его стихотворения  «Воспоминания в Царском Селе»:

  И быстрым понеслись потоком
            Враги на русские поля.
Пред ними мрачна степь лежит во сне глубоком,
            Дымится кровию земля;
И селы мирные, и грады в мгле пылают,
И небо заревом оделося вокруг,
Леса дремучие бегущих укрывают,
            И праздный в поле ржавит плуг.

Идут - их силе нет препоны,
            Все рушат, все свергают в прах,
И тени бледные погибших чад Беллоны,
            В воздушных съединясь полках,
В могилу мрачную нисходят непрестанно
Иль бродят по лесам в безмолвии ночи...
Но клики раздались!.. идут в дали туманной! -
            Звучат кольчуги и мечи!..

Страшись, о рать иноплеменных!
            России двинулись сыны;
Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных,
            Сердца их мщеньем зажжены.
Вострепещи, тиран! уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья
            За Русь, за святость алтаря.

Не очень похоже на Пушкина? Ну, так ему было тогда лет 14. Все языковые и поэтические открытия ещё впереди. Но темперамент, жар сердца, сила любви и гордости за Россию уже вполне пушкинские.

Вернёмся к нашему фильму, а мы беседуем о фильме «Я - учитель» Сергея Мокрицкого. Что заставило приспособленца, труса, жалкого раба, главное желание которого устроиться нормально при новом порядке, который принесли немецкие войска русскому народу «страдавшему под игом большевиков», что заставило этого червя, только что бубнившему классу о «славном пути» немецкого фюрера, вспомнить и прочитать пушкинские строки.

Что живет в глубине, на самом дне его рабской душ, что там теплится задавленное животным желанием жить, просто жить. Может быть это образ Родины? Не зря же ему снится девочка посреди пшеничного поля, маленькая девочка, к которой он хочет подойти, но не может. Возможно, но тогда у него в детстве был хороший учитель, который ему не про доброту оккупантов рассказывал, а про мощь и величие русской души.

Сколько в фильме рабских лиц! И толстые морды полицаев, и рожа старосты, и радостные физиономии из гебельсовского фильма об интернированных в Германию, с тихой радостью сообщающих, что поправились на два с половиной килограмма. Но лицо учителя-раба  - это как-то совсем плохо. Потому, что если уж учитель такой, то какими же будут ученики. Ведь немецкая пропаганда не дремлет и работает по всем направлениям, привлекая и власовцев. Один такой умелец в чине полковника приезжает в посёлок и буквально творит чудеса - за сутки перевербовывая парня, бросившего в него гранату.

Что же учитель? Его тихенький мир, ради которого он готов на все, даже сдать полицаям десантника-красноармейца, рушится по частям. Сначала его заставляют стрелять в портрет Пушкина, потом угоняют любимою женщину в Германию,  «новый порядок»  топчет всё: и душу и тело. Сила солому ломит. Ничего сделать нельзя. Нельзя? Можно! Если нельзя жить человеком, то можно человеком умереть! Человеком, а не червём, да ещё власовского полковника прихватить с собой, чтобы не растлевал он души русских людей своей поганой брехнёй.

Так происходит в фильме превращение раба в господина, господина своей жизни, своей воли, своей судьбы. И тогда можно будет ему подойти к маленькой девочке посреди пшеничного поля, и она не убежит, а возьмёт за руку. А уж в силу чего происходит превращение раба в господина, Евангельского ли слова или «Краткого курса истории ВКП(б)» - это дело десятое. Главное - девочка, Россия то есть.

image Click to view



Оригинал взят у papuas_tt в «Я - учитель». Путь к господству

кино, война идей, Россия

Previous post Next post
Up