Наткнулся на
статью с размышлениями о современном добровольном рабстве и, разделяя в целом озабоченность автора, тем не менее у меня возникло желание уточнить некоторые моменты.
Так
автор приводит собственное определение понятия "труд" и противопоставляет ему понятие "работа", тем самым определяя деятельность свободного человека и раба, соответственно.
Причем в отличии от википедии, которая в качестве определения понятия "труд" приводит сухую статью из
Энциклопедии Социологии, автору удается сделать довольно романтичное определение:
ТРУД. Трудиться - это гармония между Волей, Намерением и Миром. Ты принадлежишь себе, над тобой никто не стоит и не трясёт пальцем перед твоим носом. Ты действуешь не потому что «надо», а потому что сам желаешь этого. Видишь в своих деяниях отражение Мира, трудясь ты изливаешь душу и твой свет продолжает жить в совершённых делах. Постоянно взаимодействуешь с Миром и Природой. Своими мыслями ты здесь и сейчас и тебе не хочется уходить. Труд- это магия, это духовная практика. Когда ты трудишься - ты счастлив, ты сопричастен Миру.
Фактически речь идет об освобожденном труде. Труде человека, который не отчужден от результатов своего труда.
И это правильно. Это то, к чему нужно стремиться. Но совета "Старайтесь всегда найти себе труд по душе!" на мой взгляд не достаточно.
Далее в статье очень верно помечено о пагубном влиянии тенденции «не быть, а казаться» и прочих понтов, но вот с рекомендацией полностью "избавиться от зависимости от мнения окружающих" я согласиться не могу, ибо если все так поступят, то социума просто-напросто не будет.
Собственно говоря, проблема не в том, что человек слишком ориентируется на то, что о нем подумают или скажут окружающие, ибо это элемент общественной марали и он играет очень важную положительную роль.
А проблема проявляется тогда, когда человек начинает ориентироваться на мнение людей, которые весьма далеки от идеалов культуры и морали. А в обществе, в котором стимулируются низменные потребности и аморальное поведение, такие люди действительно становятся "окружающими" - не отравленных пороками днем с огнем не сыщешь!
И так называемые "успешные" - наплевавшие на мнение окружающих - как раз таки впереди всей этой когорты "потребляющий понторезов".
По поводу отсылки автора к советскому опыту хочу отметить следующее.
Советская система (особенно в позднесоветский период), конечно, не была лишена таких недостатков как алчность и желание "иметь а не быть", но в Советском Союзе хотя бы понимали, что это недостатки, и ставили цель воспитывать честных людей.
В отличие от современной капиталистической (криминально-капиталистической) системы, которая учит: "ради выгоды плевать на мораль", а то и на закон.
Ну, и на конец, немного по поводу кредитов.
Для чего берут кредит? Чтобы получить нечто раньше, чем ты на это заработал.
А для чего? Чтобы получить некоторое преимущество - сделать или построить нечто раньше, чем ты на это накопил. Ну, и, конечно, тем самым выиграть конкуренцию.
А у кого берешь кредит? У того, у кого уже накоплено больше чем тебе нужно, а значит у того, кто уже имеет значительное преимущество над тобой.
И как Вы думаете? Допустит ли (в условиях жесткой конкуренции) тот, кто имеет перед Вами преимущество, такой ситуации, чтобы Вы смогли посягнуть на его превосходство? (А если это целая страна, а не банк?)
Конечно же нет! И, давая Вам кредит, "банкир" только укрепляет свое преимущество, иначе он никудышный банкир.
И даже, если один банкир окажется никудышным, то его "хозяйство" с хорошей прибылью приберет к рукам более расторопный, ещё более усугубив свое превосходство.
Тем самым конкуренция неизбежно усугубляет проблему неравенства. А значит загоняет людей в рабство!
Оригинал взят у
trendsout в
О Труде, морали, конкуренции и рабстве