История преподносит много интересных историй тем, кто ей увлекается. Всегда есть что почитать и рассказать.
Так уж вышло, что меня заинтересовало становление немецкого государства больше, чем французского или итальянского, например. Корни его идут с двух государственных образований - герцогства Бранденбург, а также Тевтонского государства. Становление первого я рассмотрел, это оказалось обычная светская история: славянские правители, жившие на реке Лаба, не смогли организовать единого государства с управленческой структурой, постоянно грызлись, чем и воспользовались немецкие герцоги, хватавшие то, что плохо лежит.
Однако становление второго оказалось удивительнее, ведь государства религиозного орденского типа вообще явление нечастое. И судьба самого Тевтонского ордена оказалась и блистательна, и трагична.
Кто же такие Тевтоны и с чем их ели?
Самое важное, что это был Духовно-Рыцарский орден. То есть это смесь религиозного с военным, воинствующие верующие. И естественно, что их предназначением была война с неверными. Этим они и занимались в разных уголках света.
В чём было его выгодное преимущество перед другими орденами: рыцарскими и духовными? В отличии от духовных орденов, Тевтоны были намного активнее в своей деятельности, и могли не только словом, но и мечом отстоять свою идею. А в отличии от рыцарских орденов, Тевтоны не были привязаны к своим семьям, доходам, любовницам и прочей мирской жизни, так как давали обет целомудрия, послушания и бедности. Каждый час их жизни должен был посвящаться Ордену.
Начало ему было положено во время Третьего крестового похода на Святую (Иерусалимскую) землю в 1190 году. Там для своих соотечественников немецкими священнослужителями был создан госпиталь для восстановления раненых и ухода за больными, названное "Братство Святой Марии Тевтонской в Иерусалиме". По этой причине тевтоны были присоединены к уже существовавшему духовно-рыцарскому ордену Госпитальеров, и стали заниматься не только лечением больных, но и охраной госпиталей, а впоследствии - и борьбой с неверными. Так как в то время Папский престол всё ещё имел активные сношения со Священной Римской Империей, в 1199 году Тевтонский орден немецкого народа стал самостоятельным в своей политике.
После неудачи, которая постигла христиан в Третьем крестовом походе, Тевтонцы сделали своей главной резиденцией баварский город Эшенбах около Нюрнберга.
Первую попытку закрепиться географически в Европе Тевтонский орден сделал в 1211 году в Южной Трансильвании по приглашению венгерского короля Андраша Второго, который не мог справиться с кочевыми племенами половцев. Им была предоставлена автономия в области, которую они назвали Бурценланд (современная Цара-Бырсей, Румыния), а также право владеть всеми захваченными землями. Благодаря организованным и целенаправленным действиям против многочисленных кочевых кланов половцев Тевтонцам удалось захватить обширные земли, на которые стали переселяться немецкие переселенцы из Империи и остальных областей Трансильвании.
Однако большой успех в завоеваниях и нежелание делиться плодами победы с местным епископатом многократно увеличили число завистников и противников Тевтонского ордена в Венгрии, и спустя некоторое время венгерский король, активно подстрекаемый знатью, вынужден был выгнать Тевтонцев в 1225 году.
Но уже на следующий год Император СРИ Фридрих Второй подписал у Папы Римского "золотую буллу", которая позволяла Тевтонскому ордену поучаствовать в ещё одном завоевательном проекте - Прусском крестовом походе (1230-1274). И тут снова к Ордену обратились за помощью - на этот раз князь принадлежавшей Польше Мазовии, который неудачно напал на пруссов и получил от них в ответ мощную контратаку, даже потерял города Хелмно и Добжинь. За помощь Тевтонскому ордену были обещаны эти города, а также признание завоёванных в будущем территорий язычников.
Тевтонские рыцари, получив такую возможность к созданию собственного государства, зря время терять не стали. За первые 10 лет крестового похода ими было основано не менее 10 замков. Замки основывались на тех местах, где у пруссов были племенные центры, и, соответственно, вся племенная верхушка крестилась и онемчивалась за короткий срок. Тех, кто отказывались креститься, признавали равными животным и убивали. Прусские язычники, как и славянские, проявили удивительный индивидуализм, оставляя своих соплеменников в войне, надеясь лично разбить Тевтонцев. Те племена, которые были покорены, вставали в строй вместе с крестоносцами и боролись против непокорённых.
Таким образом, Тевтонский орден разбил все прусские племена по одному, имея изначально небольшой отряд рыцарей, наращивая свою военную мощь вместе с завоёванными территориями. Кстати, польский князь тоже создавал свой духовно-рыцарский орден "Добжиньские братья", которые особых военных успехов не имели, а в одном сражении с пруссами потеряли умершими почти весь свой отряд. Остатки "братьев" были присоединены к Тевтонскому ордену.
На завоёванные орденом территории активно приглашались переселенцы из Германии и остальных частей Империи, которые становились местными бюргерами и наёмными рыцарями. Таким образом разные сословия немецкого общества вели взаимовыгодное сосуществование (не берём в расчёт прусское местное население, бывшее фактически в крепостничестве). Духовенство определяло путь развития государства, осуществляло его экспансию вовне, а плоды этой экспансии делило с остальными сословиями, которые поддерживали его материально.
Оригинал взят у
sherlock_owl в
История натиска на Восток. Часть III. Тевтонский орден. Предыдущие статьи цикла:
История "нулевого" Рейха. Исторический очерк. Часть 1. История "нулевого" Рейха. Исторический очерк. Часть 2. История "нулевого" Рейха. Исторический очерк. Часть 3. История натиска на восток. Священная Римская Империя История натиска на восток. Покорение полабских славян