Когда журналистика становится служанкой террора

Mar 08, 2016 11:15



Два дня назад наткнулся на статью некоего публициста Сергея Медведева под названием "Смертельная амнезия: почему нам не хотят рассказывать о трагедиях в Воркуте и Москве" в журнале Форбс. Ссылку здесь давать не буду, кто хочет, найдет и прочитает. В статье говорится о том, что власти скрывают федеральные СМИ (телеящик) мало освещают трагедию с шахтерами в Воркуте и совсем не освещают ужасную трагедию в Москве, для того, чтобы скрыть от людей реальность и усыпить их сказками о Сирии и Оскаре у Ди Каприо.

Сразу напомню, что это пишет публицист, которого В.Путин наградил эпитетом "придурок", после того, как тот предложил отдать Арктику международным силам. Многое и в данной статье соответствует непревзойденной планке бреда "подарить Арктику". Однако не буду тут это обсуждать.

Собственно основной пафос статьи, если упростить, сводится к тому, что СМИ в "открытом обществе" должны транслировать в каждом выпуске новостей видео, в котором сумасшедшая няня гуляет по Москве с головой ребенка в руках, чтоб общество "знало страшную правдуЪ". А потом это обсасывать в бесконечных телеразговорах и "журналистских расследованиях". Обращаю внимание: требование касается именно телеящика. Ведь в интернете крутить видео и обсасывать никто не мешает.

В России это не было реализовано: телевизор промолчал. Стало быть Россия не "открытое общество". Отсутствие в нашем телевизоре ролика с женщиной в хиджабе с отрезанной головой ребенка в руках, разгуливающей по Москве, преподносится как свидетельство неспособности россиян переживать травму, неспособность к эмпатии, практикам коллективной скорби и так далее. В общем, как признак всяческой дремучести и ущербности.

Лично меня эта статья глубоко возмутила. При этом по-настоящему задел не напалм бредовых идей "придурок-style". Меня возмутило отношение автора к своей аудитории.

Тут есть один важный содержательный момент.

Имеют ли люди право знать правду о том, что происходит в их государстве, в их большом доме? Конечно имеют! Ведь не понимающий что происходит субъект утрачивает субъектность и не может функционировать адекватно в тех условиях, в которых оказался.

С другой стороны любой социолог знает и понимает, что та вещь, которая произошла в Москве (няня отрезала голову ребенку и пошла в хиджабе разгуливать с этой головой по Москве) - взрывает реальность в которой мы живем. В любом порядке вещей есть обыденность и рутина. Которая формирует некое пространство относительной предсказуемости, пространство нормы. На этом зиждится любой социальный порядок и социальная стабильность. Теракты рассчитаны в первую очередь на то, чтобы взорвать реальность, обычный порядок вещей. Подвергнуть его фундаментальному сомнению. Ведь давно известно - целью терактов является общество в целом, которое должно быть запугано, невротизированно, взволновано. Чем маргинальнее, девиантнее событие - тем сильнее взрывается реальность. И то, что произошло с няней - очень похоже на теракт.

Окончательное слово скажут специалисты, но нельзя не заметить, что была сформирована отличная телекартинка, которая отлично работает на главную цель любого теракта - подрыв рутины и взрыв обыденного порядка вещей. Просматривается уже и квазиисламский аспект.

Итак, у нас возникает противоречие. С одной стороны общество должно знать правду о том, что же происходит на самом деле по большому счету. С другой стороны акция явно взрывает реальность и детонатором тут выступают средства массовой информации. Где найти выход?

Отвечу метафорой, которая на мой взляд наиболее адекватна. Метафора гротескна и невозможно её переложить на нашу реальность полностью, но главное она объясняет. Когда тонет корабль, все пассажиры обязательно об этом узнают. И главная задача команды, наряду с передачей информации о неполадках, состоит в том, чтобы не допустить панику. Убить её в зародыше. Команда должна спокойно, взвешенно и твердо объяснить пассажирам как реагировать на изменившуюся ситуацию. Где взять спасательный жилет, как найти пути эвакуации, добраться до спасательных средств. Главное - не допустить паники, иначе погибнуть могут все!

Что предлагает сделать Сергей Медведев? По поводу чего он негодует? Он негодует, что была пресечена паника. Он хочет, чтобы панику сеяли федеральные телеканалы. Чтобы нарастала невротизация и истерия. И именно с этой целью обращается к своим читателям. Между прочим, его текст тоже невротизирующий, но уже иначе: власти хотят чтобы мы заснули, а мы будем истерить, истерить, истерить!

В чрезвычайной ситуации таких разносчиков паники расстреливают.

Остается один вопрос. Кем надо быть, чтобы относиться к своему читателю как к объекту невротизации, потенциальному переносчику истерии? Кем надо быть, чтобы специально этой истерией заражать своих читателей? Просто придурком (как выразился В.Путин)? Или ненавидящим свою аудиторию и "хавающиий пипл" грязнейшим бесом? И почему читатели этого не видят и не понимают?

Оригинал взят у slava_exe в Когда журналистика становится служанкой террора

паника, террор, страх, СМИ, теракт

Previous post Next post
Up