May 16, 2008 22:01
Вчера была на "Спартаке" в Малом Оперном (в моем детстве он, кажется, так назывался - а теперь Михайловский).
Ценитель прекрасного из меня никакой, поэтому впечатление было не только сильным, но и свежим.
Театр начался не с вешалки, как у классика, а с билетных касс. Около которых стояла, опираясь одновременно на две палочки, сухая сгорбленная старушка в больших черепашьих очках.
Застенчиво улыбаясь, она полуспросила, заказаны ли мне билеты. Ага, заказаны, ответила я.
И что, все придут? с той же застенчивой улыбкой.
Ага, уже пришли, ответила я. И больше мне нечего было сказать.
Черт, меня внутренне содрогают такие старушки. Сгорбленные и несломленные, сдержанные и застенчивые, сохранившие чувство юмора и иронию - в первую очередь по отношению к собственным болезням и беспомощности. Надеюсь, она попала на спектакль.
В целом, таких и других старушек среди публики было немало. Есть какая-то система, позволяющая им посещать спектакли, получая билеты в кассе по блокадному удостоверению. Как мне показалось, публика (при всей своей внешней расфуфыренности) состояла где-то на треть из таких старушек - они-то и есть истинные ценители прекрасного.
Ладно, хватит вышибать слезу старушками - перейду к сути. То есть к впечатлениям от балета.
Впечатления такие: это прекрасно (помним, что у меня нет ни слуха, ни голоса, ни художественного вкуса). Мне очень понравилось.
Отбывая начало первого акта как повинность в размышлениях о сути мужского гомосексуализма, я незаметно втянулась и перестала думать о том, как условны и манерно-вычурны балетные движения. Вот это "втянулась" и есть волшебная сила искусства, так ее растак. Меня захватило.
Помпезный, раззолоченный, расслабленный в своем превосходстве настолько, что может проявить великодушие, Рим. Эх, не помню у кого (у Житинского, может?), был бегущий воин - кажется, греческий. Этот воин бежал себе в небытие по барельефу в комнате коммуналки и античность проступала в современных буднях. Тут были бегущие воины - такие, как я себе и представляла - с круглыми щитами, мечами, почти обнаженные, дивно сложенные и по-кошачьи легко перебирающие мускулистыми ногами в сандалях до колена. И они реально быстро бегали по сцене, что самое важное.
Ээээээ...ммм...мм..если попытаться отвлечься от мускулов, я что хочу сказать: невероятной красоты костюмы и декорации. Огромная, золотая, сложенная из двух половин рожа (Цезаря?) чего стоит. Настоящий, переливающийся огонь в светильниках больших люстр. Блестящие (в прямом смысле этого слова) костюмы патрициев, в первую очередь - Красса. Но узенькие кожаные ремешки Спартака обтягивали прекрасное тело не хуже, а набедренные повязки он менял по два раза за акт. Кстати, насчет актов - меня восхитили сцены, где Красс и Сабина любят друг друга и Сабина соблазняет Крикса. Не, ну конечно, в либретто не было написано, что они в этих сценах занимались сексом, но и так понятно всем (кроме, пожалуй, четырехлетнего мальчика в соседней ложе - но он катал машинку по барьеру и на сцену не смотрел). Ура хореографу (Ковтун). Я не знаю, классическая ли это постановка с точки зрения хореографии, но мне почему-то кажется, что там чувствуется рука (или что-то другое) Фаруха Рузиматова, который всем этим действом художественно руководил и продюсировал его.
Сабина (Анастасия Матвиенко), несмотря на фамилию, привела меня в восторг. Очень хороша. Восхитительная гетера, чувственная и пластичная.
Красс, на мой взгляд, все-таки сладковат и голубоват, но изящен, это да.
Симпатичный Крикс - замечательный танец боя с нубийцем, я реально повелась и в какой-то момент всерьез прикидывала, кто кого. Прекрасные партии с Сабиной (но с Сабиной все хорошо). И закололся так лихо, по-мужски.
Спартак - хорош, красив, но немножко никакой, если понятно, о чем это я. Очень красивое тело. Высокий и мощный, как локомотив, и при этом легко прыгает и грациозно крутится. Работает каждая мышца и эту каждую мышцу видно. Красиво.
Его возлюбленная, Валерия, заставила меня сжать зубы, живо напомнив мне Лебединое озеро. Сама она вполне ничего, но вот балетная партия у нее классически унылая, на мой взгляд.
Пожалуй, единственная сцена во всем балете, которая заставила меня скучать - это сцена любви двух положительных героев, Спартака и Валерии. Как и всегда, положительные герои пресны и асексуальны.
Но заключительная сцена, она же сольная партия Валерии - потрясла и заставила примириться с ее ролью в балете. Она там танцует скорбь по Спартаку. Ну танцует и танцует, на мой взгляд слишком много воздевает руки к небу, ей бы лучше быть ближе к земле - придавленной и раздавленной. Но представьте - она в черной тунике танцует это по темной сцене туда-сюда в пятне света. В какой-то момент в полутьме около нее появляется движение - к ней подкатываются веретеном (с прижатыми и вытянутыми вдоль туловища руками) мужики. Мужиков подкатывается много и очень технично - быстро и незаметно ее окружает много тел и после звенящего одиночества своего танца скорби, она оказывается фактически посреди Хатыни - среди множества распластанных тел, плотно уложенных друг к другу правильными рядами. В какой-то момент они жизнерадостно шевелят руками, но все равно - душераздирающая сцена. На том и кончается - поле битвы заполнено телами и в полной тишине девушка в черном уходит далеко.
Очень хорошо закончилось. В смысле, закончилось плохо - все умерли, но сильно, да.
...
От полноты чуйств после спектакля продолжила преобщение к прекрасному итальянским сухим вином - называется что-то вроде Ля Фигня. Неплохое, несмотря на название.
товарищ Культуртригер