Печатаю цветные фотки Ra-4

Jun 01, 2024 13:30



Если вы подробно читали мой ЖЖ, то всё равно всё пропустили. Я и сам немного пропустил момент, как докатился до такой жизни.
Сегодня печатаем цветные фотографии аналоговым аддитивным способом.


Купить цветной принтер или напечатать фотографии в типографии это слишком легко и дёшево подумал я и пошёл по другому пути.

Я напечатал несколько семейных фотографий 80х годов с фотоплёнки Свема-дс4 135, кадр с kodak portra 120 и пару кадров с фотоплёнки orwo nc 19 120.
Орво 86 года, точнее до 86 года она должна была быть отснята и проявлена. Но я тогда ещё не родился и поэтому отснял её и проявил только сейчас (чисто техническая не состыковка по времени) Из-за просрочки в 38 лет сложновато получать правильную контрастность и цвета, но результат вышел вполне хороший.

Фотоувеличители для цветной печати бывают двух видов: с цветной головой, где мы крутилочками на самом фотоувеличителе корректируем цвета это субтрактивный способ печати.



Пример фотоувеличителя с цветной головой. Фото с интернета

И аддитивный способ печати это когда мы 3 раза экспонируем кадр с тремя разными светофильтрами (RGB), а цветокоррекция происходит за счёт изменения времени экспонирования за каждым светофильтром.
Так как я выбрал путь посложнее, я использую фотоувеличитель азов с турелью из 3х цветных фильтров.



Химию для цветной фотопечати я решил не брать фирменную. Kodak и fuji продают химию большими объёмами литров по 60-70, рассчитанную на большие проявочные машины и на печать тысячи фотографий. Я же планировал просто попробовать новое направление, а не открывать собственную типографию. Купил набор химии для фотопечати ra-4 в "Среде" за 2900 руб. 4 Литра химии как раз хватит поэкспериментировать. Ссылка на химию https://sreda.photo/goods/developer_kit_for_ra4_2l

Бумагу взял там же у них Fujicolor Professional deep matte 15x20см 20 листов. Ценник 2000руб. Если понравится печатать, то можно купить бобину фотобумаги метров на 120, выйдет намного дешевле чем покупать нарезанную маленькими партиями. Ссылка на бумагу https://sreda.photo/goods/fujicolor_deep_matt_15_20

Машина для проявки это вещь которая ускорят работу примерно в 10 раз, но мы выбрали страдание и экономию и поэтому страдаем и экономим городим всё сами.



Пластиковый ящик с водой служит паровой баней подогревая химию. В цветной печати самое главное это поддержание одной температуры на протяжении всей проявки кадра.
Греет воду аквариумный нагреватель, а помпа с того же аквариума гоняет воду, создавая равномерный нагрев всей воды в ящике. Нагревателем дополнительно управляет отдельный терморегулятор.
Найти нагреватель, который может поддерживать нужную температуру в 37 градусов мне не удалось и поэтому регулируем то, что можем, а именно время. Если бы я смог удерживать температуру 37 градусов, то проявка бы длилась 45сек и фиксаж тоже 45 сек.
Но я мог держать 24 градуса, для такой температуры 3 минуты проявка и 3 минуты фиксаж/отбелка. Устав ждать вечность, я поднял температуру до 29 градусов и получил проявку в 1м30сек, столько же и фиксирование.
Бутылки в кадре - сын алкоголик плёночный фотограф - горе семье, а если серьёзно в тёмных пивных бутылках химия сохраняется лучше, чем в прозрачных из под газировки.

Отличие цветной фотопечати от чёрно белой в том, что в чб фотографии всё делается при свете красного фонаря, а в цветной все операции делаются в полной темноте.
В полной темноте не очень удобно смотреть на таймер и поэтому я воспользовался "современными технологиями", а именно Алисой. "- Алиса таймер на минуту тридцать" или " - Алиса сколько времени осталось", ну или если ожидание в темноте станет совсем невмоготу, можно попросить Алису рассказывать анекдоты)) В принципе подойдёт любой голосовой помощник, пользуйтесь это удобно)

Стандартное реле времени азова для цвета не подходит, в нём минимальное время которое можно выставить это секунда, для цвета нужны выдержки намного короче. Приобрёл реле времени сура-2, она как раз позволяет ставить время в тысячную секунды.



Для определения времени, сколько нужно пропускать света через каждый светофильтр использую спектрозон-1.

image Click to view



В ролике отлично показано как работать с этим прибором, рекомендую. Если кратко, лицевая часть прибора имеет 3 положения. Во внутрь кладётся фотобумага. Светим через красный фильтр на спектрозон с бумагой внутри 2 секунды, меняем цвет фильтра на фотоувеличителе и поворачиваем спектрозон во второе положение, светим зелёным так же 2 секунды, поворачиваем спектрозон в последнее положение и меняем фильтр на синий и всё так же светим 2 секунды.

Перемещаем экспонированную бумагу купаться в проявителе, а потом в фиксаже.
Можно включать свет, полоскать отпечаток в чистой воде и на сушку. По полученной пробе нужно внести корректировку. Выбираю соту, цвет в которой меня устраивает, перемножаю исходное время которое ставил (2секунды) на цифры напечатанные на пробнике по бокам. Звучит запутанно, но посмотрев раз ролик станет всё понятно)
Для большей уверенности можно напечатать сперва небольшой фрагмент кадра, если всё устраивает по цветам то можно класть цельный лист фотобумаги и печатать финальный результат.
Если меняем плёнку на другую или меняем масштаб то нужно заново печатать цветовой пробник.

На практике все действия выглядят так:
1 Вставляем плёнку в держатель на нужном кадре



2 Выбираем масштаб фотографии перемещая голову фотоувеличителя вверх или вниз



3 Кладём маленький кусочек фотобумаги под проецируемое изображение и на открытой диафрагме фокусируемся на него. Прикрываем диафрагму до значения на котором будем печатать (8-11)
4 Выставляем спектрозон под проекцию. Желательно центром прибора попасть в цвета, которые мы знаем как должны выглядеть. (Легко выставлять по серому асфальту или бело-светлым объектам)
5 Выключаем свет

6 В полной темноте кладём небольшой кусочек фотобумаги в спектрозон, светим через красный фильтр 2 сек, поворачиваем прибор, поворачиваем турель фильтров. Светим зелёным 2 секунды, поворачиваем прибор, поворачиваем турель фильтров. Светим синим 2 секунды.
7 Бумажку в проявку, время проявки зависит от температуры химии. Потом можно или в стоп ванну или сразу в фиксах отбелку.
8 Включаем свет, промываем фотографию, сушим феном. На мокром отпечатке цвета будут сильно отличаться от высушенного.



9 Если пробник слишком тёмный, то уменьшаем время экспонирования, например по 1,5 секунды на каждом фильтре. Если светлый то добавляем время экспонирования например по 3 секунды.
Если яркость на пробнике нас устраивает, то выбираем соту с понравившимся цветом, вносим корректировки, пересчитываем время экспонирования.



10 Печатаем финальный вариант. Наслаждаемся. И считаем сколько бы сэкономили не занимаясь всем этим!



Печатать фотографии аналоговым способом довольно интересно, хотя такой способ явно не подойдёт людям привыкшим печатать сотню фоток с отпуска)
Но если вы все же загорелись идеей попробовать, то лучше начинать с чёрно белой печати она полегче в освоении. Хотя и в чб печати можно всё усложнить...возможно напишу ещё пост на эту тему:)



фотоплёнка, Фотопечать

Previous post Next post
Up