Родина их не забудет? или Кино для сладких снов

Mar 13, 2010 22:20

 
Наша статья с Гоморрой в Гипертексте.

Ева КРЕСТОВИЦ, Штолен

«Родина» их не забудет?

В декабре минувшего года в нашем городе прошел II Уфимский кинофестиваль начинающих режиссеров, организованный руководством кинотеатра «Родина». Мероприятие предполагало показ короткометражных фильмов, отбор лучших работ в нескольких номинациях и награждение победителей.

Итак, кто же они - начинающие кинорежиссеры Уфы? Как выяснилось, это молодые люди от 20 до 28 лет, среди которых есть те, кто пытается постичь азы создания кино самостоятельно, и те, кто прошел обучение в киношколе Булата Юсупова, а сейчас пустился в свободное плавание.

Если аншлаг и торжественная атмосфера в зале порадовали, то работы участников - не совсем. Нельзя сказать, что показ прошел под грифом «совершенно уныло», так как слово «совершенно» в данном случае неприменимо ни в каком из его значений. Но можно все-таки сказать, что «ценные камни» в показанном были, да только в очень малых количествах.

Но обо всем по порядку.

Открылся показ двумя работами режиссера Ксении Рукавишниковой «Подарок на годовщину» и «Схватка». Первая освещала тему насущную - отношения между мужчиной и женщиной - и была способна вызвать определенные эмоции у зрителей женского пола, к примеру, в виде сочувствия главной героине, страдающей от неверности своего молодого человека. Вторая короткометражка напомнила своей атмосферой и содержанием отрывок из типичной американской молодежной комедии. Если автор хотел нас рассмешить, то ему это удалось.

В работе Ольги Даукаевой «Не просыпаясь, очнись» угадываются потуги к созданию сюрреалистичного бреда. Кино получилось позитивное и местами психоделичное. Любители искать message при просмотре остались с носом, поскольку работа, видимо, задумывалась всецело для эстетического наслаждения, для радости глаз то есть. И если вначале глаз еще радовался, то во второй половине фильма все это плавно сошло на «нет». А ведь начиналось все впечатляюще: три красавицы - три грации, приковывающие к себе взгляд, мило чудили на красивом фоне осеннего парка. Танцы на опавших листьях смотрелись бы неплохо, если бы не асинхронность движений. А в конце стало откровенно скучно смотреть на бессмысленное и утомляющее затягивание сцен. (Этим, кстати, грешили многие из тех, чьи работы были показаны в тот вечер.)

Фильм «Тем же воздухом» Дарьи Верещагиной оказался пейзажно-поэтической работой - живописные пейзажи Гурзуфа с оттенками одиночества располагали к умиротворенности, а стихи, хоть и невнятно, но прозвучавшие в кадре, дополняли идиллическую атмосферу на экране. Каплей дегтя стала техническая сторона дела, а именно некачественные съемка и звуковое сопровождение, которые портили общую картину. Но энергетика этого фильма ощущалась даже сквозь шероховатости формы, и этого у него не отнимешь. «Тем же воздухом», наверное, единственная работа, которую хотелось бы при случае пересмотреть. Но желательно в лучшем качестве.

«Мера испорченности» Евгении Шалухиной - короткометражка в стиле «Ералаша». Идея незатейлива и построена на интриге: полуобнаженная девушка в душе, ахи, вздохи, трепыхания, и, на первый взгляд, ситуация вроде бы ясна, но подвох чувствуется с самого начала. Может быть потому, когда в руках главной героини возникает газовый ключ и зрителю, наконец, открывается загадка происходящего, на все это становится неинтересно смотреть, уж очень предсказуемо. А так ведь хорошо начиналось.

«Репетиция» Натальи Андреевой из той же серии, что и предыдущая работа. Получилось подобие инсценировки избитого анекдота. Перед камерой, заменявшей собой зеркало, юродствовал молодой человек, ужимки которого местами вызывали смех, причем с примесью сочувствия, адресованного скорее автору, чем персонажу.

«XYZ войне» Марселя Ахмадиева - документальный фильм про российско-грузинский конфликт в Южной Осетии. Антивоенная позиция автора - это. наверное, единственное, что можно вынести в достоинство этой работы. Взяться за нее Ахмадиева, возможно, сподвигли сильные эмоции, но донести их до зрителя у него, увы, не получилось. Поскольку рассказ о том, как выглядит Россия в условиях грузинско-осетинского конфликта в глазах иностранцев, мало кого способен взволновать. И дело тут не в цинизме авторов этих строк. Искусство тому и служит, чтобы затронуть в человеке душевные струны, произвести незабываемое впечатление. А такое «искусство» заставляет вспомнить лишь о четырех словах: «О, как же скучно!». И немалую роль в этом сыграла растянутость отдельных сцен и эпизодов. К тому же тотальное освещение этой темы СМИ сделало практически невозможным обнаружение в «XYZ войне» зрителем чего-то нового для себя в плане информативности.

Просмотр фильма Марины Домрачевой «Мадонна на десерт» стал испытанием выносливости и терпения - казалось, он идет целую вечность и все никак не завершится. Всему виной малоувлекательный сюжет, к тому же во второй половине фильма он с трудом поддавался пониманию.

Короткометражка Дианы Шамсутдиновой с загадочным названием «На-Ха» разбавила полосу затянувшегося уныния. И видеоряд динамичный, и сюжет интересный, и миловидная героиня хорошо смотрелась в кадре. И даже некий посыл в фильме присутствует: мол, не сидите, милые дамы, перед монитором компьютера в ожидании принца, не там оно, счастье-то. оглянитесь вокруг! Но и здесь без огорчения не обошлось, причиной тому стали орфографические и пунктуационные ошибки, промелькнувшие в субтитрах.

Почему господа, ответственные за отбор фильмов, закрыли на это глаза, непонятно. Ведь подобное упущение - из разряда тех мелочей, которые способны омрачить впечатление даже от самой удачной киноработы. Возможно, ценность кино заключается не в грамотном написании субтитров. В этом случае остается лишь пожелать авторам менее придирчивых зрителей, которые, возможно, не придадут подобному значения или вовсе не заметят.

«Сны» от Александра Васильева вместили в себя и размеренное, местами провисающее сюжетное повествование в первой половине фильма, и его интригующее закручивание во второй. Некая недосказанность в финале, с одной стороны, завораживает, с другой - озадачивает. И если бы это кино не предполагало продолжения («Сны» - второй фильм трилогии), то вопрос « А к чему все это?» был бы закономерным и неотвратимым. А раз так, то с подобным вопросом повременим. Про неоправданную растянутость отдельных сцен и убогость диалогов писать совершенно не хочется. Пусть это останется на со¬вести режиссера.

К слову, не все заявленные на конкурс работы были допущены к участию на кинофестивале. Предварительный отбор отсеял фильм Ильмира Сагитова «Шум» из-за наличия в нем сцен насилия, хоть автор и утверждал, что некоторая доля агрессии в его фильме - лишь средство художественной выразительности, призванное передать идейный замысел. И короткометражка «Под маской сна» творческого союза «На троих» также осталась за бортом фестиваля из-за «отсутствия в ней смысла», хотя годом ранее на всероссийском конкурсе независимых видеопроектов «Золотая лента» в Томске эта работа победила в номинации «арт-хаус». Видимо, кино подобного жанра у нас не в почете.

Как показал этот кинофестиваль, творческой молодежи нашего города, несомненно, есть что сказать. Но для того чтобы донести это до зрителя, необходим отлаженный механизм передачи, при отсутствии которого зритель обречен оставаться в недоумении и с чувством бездарно проведенного времени.

Делать кино, которое интересно только самому, конечно, не возбраняется. В этом плане II Уфимский кинофестиваль начинающих режиссеров стал результатом самовыражения ради самовыражения, но как быть со зрителем, которому нужно вовсе не это?

А теперь мой вариант - первоначальный. То бишь черновик. Правда, от него мало, что осталось в напечатанном варианте. Хотя всё же  вынуждена признать, что в последнем стиль лучше выдержан. Но эт не моя заслуга.

Кино для сладких снов

В общем, так!
Сподобилась я на прошлой неделе с подругой дней моих суровых сходить на местечковый кинофест. Говорят, Второй.

Сходила зря. Но ведь хотела же. Сама же хотела. Так что и винить некого за бездарно проведенные 2-2,5 часа.

На показе были заявлены 9 фильмов-короткометражек. Хотя фактически выходило 10. Ну да ладно. Там такое показывали….что одним больше, одним меньше - невелика беда)

Начали кинофест с пафоса - это я так полагаю: были представлены на наш суд два фильма режиссера-девушки с русской кажись фамилией, живущей в Америке. В общем только один из её фильмов из всей совокупности меня больше всего и тронул. Это «Подарок на годовщину». Как ни странно, игра и актеров была неплоха. Да и камеру держал человек с руками оттуда! И монтаж был нормален почти ж. И сама идея фильма была достаточно насущной, близкой к тому, чем обычно в повседневности и дышат женщины - отношениям с мужчиной.

«Схватка» той же «американской» режиссера была реально банально-предсказуемо-скучной. Надо быть полнейшим идиотом, чтоб не предугадать, чем закончится эта история. Незачот!

«Не просыпаясь, очнись»
Кина ни а чем, как я понимаю. Ибо «мессаджа», как любит выражаться Ева, я реально не нашла. Ах, это кино без смысла? Для радости глаз? Ну это тоже возможно). Тогда у меня претензия такая: а что ж так скучно-то? Глазам-то отнюдь нерадостно… Начиналось просто великолепно: три красавицы, парковые «музы», три - не побоюсь этого слова - грации, и просто очаровательные девицы в первые минуты взяли в полон мои глаза и эстетически просто радовали меня. И опять та же беда - бессмысленность и жуткое затягивание. Танцы на опавших листьях тоже смотрелись бы очень неплохо. Если бы не одно «но» опять же: девушки танцевали несинхронно. Ах, я придирчива?) Ну извините! Я пришла за чудом!

«Одним воздухом»..
Да! Есть ещё надежда в членах отборочной комиссии короткометражек на фест, есть.
Кино мне понравилось. В душе, может, отклика и не нашло. Скорее даже было некое недовольство: ну что же это такое, что же вы молодежи-то показываете - красивую и поэтичную суицидальную смерть (а вапче такое словосочетание в принципе возможно?))? Но и девушки были больно хороши, и стихи красивы (хоть и плохо слышны)… Про качество съемки я конеш промолчу. Но энергетика этого фильма не в красивой картинке, а в чем-то другом. В поэтичной смерти, может)

«Мера испорченности»
Идея такова: обнаженная девушка стонет чёт и «кажется» занимается сексом в душе. Я знала, что что-то тут не так… и потому было опять же неинтересно видеть, как она чинит кран. Уж иногда даже думаю, что ей бы лучше следовало делать минет.

«Репетиция»
Это просто инсценировка боянистого анекдота в стиле Петросяна. Надеюсь, этому режиссеру запретят снимать).

«XYZ войне»
Полагаю, то, что автор хотел донести до зрителя, он не донес. Растерял где-то. А именно: он не задел моих душевных струн. Рассказ о том, как выглядит Россия в глазах у иностранных камрадов в условиях грузинско-осетинского конфликта, меня абсолютно не взволновал. Но искусство тому и служит, чтобы напомнить человеку иной раз о совести, о чести, которыми он так дорожит на людях, а в реале редко о них и вспоминает, ибо некогда ему думать о репутации страны, когда дети не кормлены. А это «искусство» заставило меня вспомнить лишь о четырех словах: «Боже! Как же скучно!» Причина моего неинтереса, конечно же, могла быть и в том, что эта тема давно мне известна, мной немного уже приоткрыта для себя. Ничего нового я не нашла.

«На-Ха»
Вот то, что единственное взбодрило меня на всем протяжении двух бесконечных часов. И девчушка хорошенькая, женственная. И посыл присутствует: не х дома сидеть перед копмом в контакте - не там Оно, счастье-то)

«Мадонна на десерт»
Сюжетная линия была тяжела для моего понимания))). Возможно, я больна слабоумием и не могу уследить за тем, что творится на экране в течение 15 минут. А возможно, что меня там всё так извлекло,  и при том извлекло качественно, что я уже поставила блок на входящую информацию. «Я в домике».

«Сны»
Нуууу, это апогей… Так и не смогла придумать, апогей чего: стыда? Скуки? Я не хочу даже ничего писать об этом фильме. Не хочу писать, о том, какая же жуткая кривляка главная героиня со своей лжепоходкой супермодели. Не хочу писать о том, как жутко затянуты кадры. Не хочу писать о том, как убоги диалоги…. Всё это на совести организаторов феста, что ноутбук достался Александру Васильеву. Я не знаю, каким чудом я вапче выдержала этот ужас, который творился на экране, которому, казалось, не будет конца….

Вот это вкратце мои мелкие подлые мыслишки о творениях наших башкирских самородков.

Ещё некоторые факты.

Теперь уж точно и не вспомню, в каком из фильмов, присутствовала ашипка в субтитрах! Это страшно, господа хорошие! Это страшно. Почему отборочная комиссия этот фильм пропустила, мне не понять. Да, ценность кина не в грамотности содержащихся в них сабов, да! Сила такого вида искусства, конечно же не в этом…. Однако, тогда встаёт напрашивающийся вопрос: тогда зачем ваапче редакторы нужны в кинокартинах, разного рода консультанты и ещё черт знает кто, чьих должностей я и не знаю даже? И уж тем более, когда речь идёт о такой сущей безделице, как правила написания «не» с прилагательными! Ай-яй-яй! Такие промахи, конечно же, простят! Но только заядлые фанаты этого режа, когда ему будет под сто пятьдесят).

Что покоробило, так это: беспочвенное и бесконечно большое количество обнаженных натур. Можете думать, что этот очерк пишет ханжа! Да, так и есть))). Часто возникало чувство, что сижу, как в начале 90-х, в маленьком клубике, где немецкое порно прокатывают.

Были ли положительные моменты в этом фест? Не знаю)))).

книги, фильмы

Previous post Next post
Up